Работа призера регионального конкурса проектноисследовательских работ, посвященного формированию толлерантности учащихся "Мы разные, но мы вместе", Белкиной Екатерины, 5А класс, руководитель: Семенова Т.В.

 

                            «Пасха - Христово Воскресение»

Номинация: «Традиционные обряды одного из народов России и ближнего зарубежья»

 

                                                                                       Христос воскрес! – всего два слова,

                                                                                       Но благодати сколько в них!

                                                                                       Мы неземным блаженством снова

                                                                                       Озарены в сердцах своих.

                                                                                       Забыты скорби и страданья,

                                                                                       Забыты горе и нужда,

                                                                                       Умолкли стоны и роптанья,

                                                                                       Исчезли зависть и вражда…

                                                                                      Все лица радостью сияют,

                                                                                      Сердца свободны от страстей…

                                                                                      Так чудодейственно влияют

                                                                                      Слова святые на людей!...

                                                                                      Христос воскрес!..

                                                                                      О миг священный!..

                                                                                      О чудо, выше всех чудес,

                                                                                      Какие были во вселенной!..

                                                                                      Христос воскрес!

                                      Тема моего исследования : « Пасха - Христово Воскресение».

Цель исследования : изучить историю возникновения, традиции и обычаи празднования Пасхи. А задумываются ли люди, произносящие эти слова, над их смыслом? Понимаем ли мы значение этого праздника, его атрибутов, задумываемся ли мы над тем, что делаем и для чего? Что такое Пасха? Каково ее значение? Зачем нужно ее праздновать? Почему именно так? Зачем говорить эти слова: «Христос воскрес!» и «Воистину воскрес!»? Поиску ответов на подобные вопросы и посвящено это исследование.

 

                  Актуальность

                   В настоящее время не все из моих сверстников знакомы с историей, традициями и обычаями этого великого праздника. Если взрослые будут рассказывать и передавать свои истории, истории своих предков, прививать интерес и объяснять   значимость данной темы для христиан, то дети обогатят свой духовный мир и смогут следовать традициям празднования Пасхи в дальнейшей жизни и передадут накопленный багаж следующим поколениям.                                                                        
     Мне рассказывали, «что маленький Иисус, рождения которого все так ждали, вырос. Бог-отец отправил своего сына к людям для того, чтобы он научил нас быть добрее и лучше. Своей жизнью и смертью, а самое главное – Воскресением, спас   нас и дал надежду на Вечную жизнь в Царстве Небесном вместе с ним». С самого детства я чувствовала, что одно из весенних воскресений является особенным днем. Я с удовольствием наблюдала, как «подходит» тесто и создавала самое  красивое пасхальное яйцо. Мои бабушки, дедушки знакомили меня с историей возникновения этого торжества и тех символов, без которых его уже невозможно представить.

Моя прабабушка строго соблюдала сорокадневный Великий пост, заканчивающийся Страстной неделей. Она говорила мне, что «в этот особенно строгий период поста верующие с горестью и молитвами вспоминают о последних днях жизни Иисуса с момента его прихода в Иерусалим (Вербное Воскресение) и до смерти на кресте».

На Руси празднование Пасхи было введено в конце Х века. От Кремлевского дворца до самого бедного дома праздник разливался по Руси.

По рассказам моих близких даже в коммунистические времена, когда религия не приветствовалась, когда верующих презирали и преследовали, во многих семьях пекли пасхальные куличи. Мои дедушка и бабушка рассказывали, как в школу ребята приносили крашеные яйца и соревновались, – чье окажется крепче. На несколько весенних дней обычное приветствие «Здравствуйте!» исчезало из лексикона и заменялось странными тогда для них словами: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!».

А уж что говорить о праздновании Пасхи в старые времена, да еще и в царских палатах. «После заутрени в Успенском соборе государь «творил целование в уста» с патриархом, митрополитами, архиепископами и епископами. Архимандритов, игуменов и протопопа Успенского с собором жаловал к руке, причем всем жаловал красные яйца», – пишет в своей книге А.П. Аксенов – «Бояре, окольничие и все, кто молился в соборе, подходили к патриарху, целовали его в руки и получали либо золоченые, либо красные яйца – высшие по три, средние по два, а младшие по одному... После заутрени из Успенского собора государь вместе с многочисленным «чином» шествовал в собор Архангельский, где, соблюдая древний обычай, прикладывался к иконам и святым мощам и «христосовался с родителями», то есть поклонялся их гробам.... На другой или третий день праздника, а чаще всего в среду Светлой недели, государь принимал в Золотой палате, в присутствии всего царского чина, патриарха и духовных властей, приходивших с приносом или дарами: образами, крашенными и расписанными яйцами. Приходили многочисленные делегации от монастырей, от подворий, гости из всех русских городов».

Трепетно относились к празднику Воскресения Христова и жителей деревни.

Там «живее чувствуется связь со старинными обычаями, и крепче стоит православная вера». В деревнях приготовления к Пасхе велись очень тщательно и заранее. Всю Страстную седмицу крестьяне приводили в нарядный вид свои жилища: белили печи, мыли лавки, скоблили столы. В это время мужики заготавливали дрова, хлеб и корм для скотины. В субботу всем миром шли в церковь святить куличи, яйца и пасху. Все приготовленное клали на большое блюдо, перевязывали специальным расшитым полотенцем, украшали цветами. К вечеру Великой субботы народ спешил в церковь. Пасхальная ночь получалась особенно торжественной и красивой – зажженные фонари и костры освещали церковь и колокольню. С первым ударом колокола народ устремлялся в храм слушать утреню. Возле иконостаса и около церковных стен расставлялась принесенная для освящения пасхальная снедь. Ровно в 12 часов, после утрени, в ограде начинали палить из пушки или ружей. Все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и под звон колоколов раздавалось «Христос Воскресе». После окончания литургии начиналось освящение куличей и пасх.

И в нынешнее время мы готовимся к светлому празднику Пасхи всей семьей, зарождая свои, особенные пасхальные традиции,  начиная с Чистого четверга. В этот день Иисус омыл ноги своим ученикам, дав пример служения и любви к людям. Мы убираем дом. Наши предки всегда купались до восхода солнца, а также убирали в доме в чистый четверг, они говорили: «Если в Чистый четверг вымоешь, вымоешься, то весь год в доме будет чистота и хорошая добрая энергия». И уже после четверга в доме не нужно мести, убирать до самого праздника Пасхи. Люди считают нельзя это делать, «чтобы не засорять глаза лежащему во гробе Христу». Это стало нашей семейной  пасхальной  традицией.

Еще в четверг обязательно нужно избавляться от всех плохих мыслей.Так же в этот день пекли куличи и красили яйца.

Испечь вкусный, пышный кулич было целым искусством.  Секрет его приготовления в каждой семье передавался из поколения в поколение по женской линии. Потрудиться нужно было на славу, пасок и куличей напечь требовалось немало: на всех членов семьи, друзей, гостей и слуг, у кого они были. Причем домочадцам такой пасхи должно было хватить на всю неделю.

Конечно, можно было купить готовую или заказать в пекарне, но угощать всех принято было пасхой собственного приготовления, освященной в церкви. Поскольку рецепты во многих семьях были разные, пасхальная неделя превращалась в своеобразную дегустацию этого  кулинарного шедевра. У моей бабушки тоже есть свой, особенный, пасхальный рецепт, но мне его пока на рассказали.

Невозможно представить себе Пасху без крашеных яиц. Но откуда пришла эта традиция? И почему можно услышать, как разные люди их по разному называют?

Я узнала, что основной атрибут праздника и неотъемлемая часть пасхального меню – яйцо. Этот символ был выбран не случайно. Еще в дохристианские времена яйцо олицетворяло новую жизнь, возрождение. Самый популярный цвет, в который окрашивают пасхальные яйца – красный, напоминающий о пролитой крови Христа.

Ещё я прочитала о легенде, гласившей о том, что Мария Магдалина принесла весть о Воскресении Христа императору Тиберию. Тот, как и многие тогда, не поверил ей, сказав: «Скорее это яйцо покраснеет, чем я поверю, что это правда». Яйцо тут же стало красным.

С тех пор каждое Светлое Воскресенье все верующие дарят друг другу в знак приветствия и пожелания добра расписанные яйца и повторяют при этом слова Марии Магдалины: «Христос Воскрес!»

Оказывается, что крашенные яйца называли крашенками, а если на яйцах изображались точки, полосочки или извилины, то их называли писанка. В каждой местности были свои традиции крашения яиц и свои рисунки. При росписи широко использовали знаки – символы, например: точка - начало начал, семена будущей жизни; круг - солнце, символ жизни; ёлочка - символ здоровья; барашек - символ благополучия; конь - символ солнца; олень - символ нарождающейся жизни. Луковая шелуха в качестве красящего вещества пришла к нам сквозь века. Многие хозяйки предпочитают «дедовский» способ даже сейчас. Для разнообразия наши предки пользовались яркими обрезками ткани и фуксином. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. Яйца освящали в церкви, а затем христосовались с родными и друзьями, желая жизни такой же круглой, как яичко. При рождении ребенка – дочке – дарили писанку с одной звездочкой, а сыну - с дубовым листочком. От засухи на писанку наносили маленькие грабельки, а чтобы брак был счастливым, мать готовила дочке писанку с рушником.

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «лёгкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогами – большинство церквей в пасхальную ночь переполнено.Пасхальный стол был вкусным, обильным и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста. Куличи и пасхи украшали самодельными цветами. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники.

Среди знати изысканными подарками на Пасху были яйца, сотворенные руками ювелиров, например, яйца Фаберже. И сейчас можно найти немало оригинальных сувениров в форме яйца или сделать их самим, например, из бисера.

Пасхальное утро встречали в церкви под праздничный перезвон колоколов. Звонить дозволялось всем желающим. После семинедельных затиший еще ярче представлялось гуляние с балаганными представлениями, музыкой, каруселями, качелями и непременным катанием на лошадях, без которых не обходился ни один праздник.

Пасхальные гуляния начинались лишь после того, как молебны были отслужены. «Взрослые гостюют друг у друга, поют песни и с особенным удовольствием посещают колокольню, где и трезвонят с раннего утра до 4-5 часов вечера», – свидетельствуют историки. Звонить в колокола было излюбленным пасхальным развлечением: «В течение всей Светлой седмицы на колокольне толпятся парни, девушки, мужики, бабы и ребятишки: все хватаются за веревки и подымают такой трезвон, что батюшка то и дело посылает дьячков унять развеселившихся православных и прогнать их с колокольни».

На Пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный - его называют «трезвоном». Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.В прошлом году наш класс во время Светлой седмицы ходил в храм Троицкое – Кайнарджи, расположенный в нашем микрорайоне Павлино. После экскурсии по территории храма каждый из нас смог позвонить в колокола. Это было незабываемо.

В 19 веке звонари в пасхальные дни во многих местах открывали колокольни и уходили отдыхать. Так что подняться, посмотреть, как устроена звонница, и позвонить мог любой желающий.

На Пасху в дореволюционной Москве, в общей сложности, звонили более пяти тысяч колоколов. Тот, кто слышал московский пасхальный звон, никогда не мог его забыть. По словам И.С. Шмелева, это была «единственная в мире симфония».

Сейчас эта традиция возрождена в рамках проводимого в   г. Москве ежегодного пасхального фестиваля.

Еще одной любимой забавой было катание яиц. Яйца катали с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь лежащее на земле, играющий брал это яйцо себе. В XVII в. были выпущены указы, запрещающие крестьянам биться пасхальными яйцами, поскольку этот обычай не имеет ничего общего с догматами веры. Но указы не принесли никаких результатов. Кстати, когда-то и хороводы на Пасху водить не разрешалось, так как это считалось языческим обрядом. Но позже именно с Пасхи начинались хороводы.

Ещё я узнала, что не бывало Пасхи без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились общественные качели.

В моей семье в Светлое Воскресенье навещают близких. В первую очередь мы идем  к тем, кто больше других нуждается в поддержке пожилым и больным. Обязательно берем с собой освященные в церкви куличи и яйца. С детства я люблю  помогать маме и бабушке,  накрывать праздничный пасхальный стол. Ведь за него потом садятся все родные и близкие собравшиеся в этот светлый праздник вместе.

Раньше всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных. На Пасху было принято обязательное приглашение в гости кумовьев и сватов. Историки указывают, что «в этом отношении Пасха имеет много общего с Масленицей, когда точно так же домохозяева считают долгом обмениваться визитами со сватами, но на Пасху приглашают даже будущих сватов». Вся пасхальная неделя проходила в радостных встречах и обильных трапезах, люди дарили друг другу гостинцы.

В праздничной суете не забывали и о благотворительности. По поверью, в эти дни Господь со своими апостолами испытывает людей на их доброту и милосердие. Поэтому традиционно на Пасху угощали бедных, помогали больным, нищим, передавали гостинцы в сиротские приюты и тюрьмы. В такой день радость должна быть у всех.

С каждым годом становится все больше приверженцев традиций наших предков. Этот светлый праздник для нас состоит не только в крашении яиц, но в сострадании ближним и соблюдении заветов Господа.

Пасха дарит миллионам людей по всему миру только светлые эмоции, только чувство единения, осознание того, что есть на свете что-то высокое, что нам помогает…

На протяжении уже двух тысяч лет в канун Пасхи у Гроба Господня в Иерусалиме вспыхивает Священный огонь. Появляется он неизвестно откуда, всегда в одно и то же время и в одном и том же месте. Помещение приходится даже опечатывать, чтобы у верующих не было сомнений, что это чудо.                                                  

Потом Божественный огонь, передаваемый от свечи к свече, распространяется по всем церквам мира. В Россию огонь доставят на специальном чартерном рейсе к началу пасхального богослужения в храме Христа Спасителя. Сразу после встречи огня в аэропорту его частицы развозят во все храмы страны.

Как проходит церемония получения Священного огня?

К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады во всем Храме Господнем. Ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. Раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента. Затем происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня, после чего вход в нее закрывается местным ключником (мусульманином) и опечатывается большой восковой печатью, на которую ставят свои личные печати осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции.

Около 13 часов начинается непосредственно литания.

Перед самым входом в Кувуклию патриарха разоблачают - снимают праздничные ризы, оставляя в одном белом полотняном подризнике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в погребальную пещеру ничего, что могло бы зажечь огонь.

Hе за долго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого патриарх заходит в Кувуклию и коленопреклоненно молится. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание.

Все находящиеся в храме люди ждут выхода патриарха с огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов.

По свидетельствам очевидцев, «после захода патриарха в Кувуклию сначала изредка, а затем все сильнее воздушное пространство Храма пронизывают световые всполохи. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Храм начинают озарять яркие вспышки, тут и там проскакивают маленькие молнии. Исходят они из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон... Мгновение… и весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по стенам и колоннам, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников».