Главная » Файлы » Мои файлы

Презентация "Мой музей"
[ Скачать с сервера (1.94 Mb) ] 01.11.2015, 11:55

             Муниципальный конкурс музеев образовательных организаций «Мой музей»

 

Коллективная номинация: исследовательская работа по созданию передвижных выставок и экспозиций

«Музей в движении».

 

Наименование музея: Комплексный музей «Наследие».

 

Профиль музейной работы: комплексный.

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 .

Московская область,  г. Железнодорожный, мкр. Павлино, строение 3

 

Тема:

 

«Музейная педагогика открывает  новые возможности»

 

Коллектив авторов:

.

Исполнители проекта:

Иванова Светлана –11 класс,

  Грищенко Виктория –  11 класс,

                                                     Шашкова Алина – 8-б класс,

    Яковлева Екатерина - 8-б класс,

    Бардыгина Вероника - 8-б класс,

                                                      Мохов Андрей -8-б класс,

                                                      Волков Денис -8-б класс.

                Анцерева Кира – 4-а класс,                                           Сидорова Дарья – 3-а класс,

                Герасимов Николай -4-а класс,                                     Скребнев Никита -3-а класс,

                Воронов Александр -4-а класс,                                       Мишин Артем -3-а класс

                Волков Денис -4-а класс.                                                Умарова Алина -3-а класс

                Катюшина Вероника – 4-а класс,                                   Мальцева Алена – 3-а класс.

Кураторы проекта:

                               Семенова Татьяна Викторовна – классный руководитель 3-а класса,

                                Рыжова Татьяна Владимировна – классный руководитель 4-а класса,

                                   Тилинина  Мария Александровна – классный руководитель 8-б класса

 

 

Руководитель проекта:

Корячкина Ольга Сергеевна,

учитель истории МАОУ СОШ 3№ 3,

8-915-079-49-33

 

 

г .о. Железнодорожный,  сентябрь, 2015 год.\

 

 

  1. Введение:

«Роль школьного музея

в воспитании подрастающего поколения».

 

        Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на  души подрастающего поколения. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили наши предки в экономику и культуру государства Российского. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений,  бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать чувство патриотизма и любви к малой родине, родному дому, семье. Каждый молодой человек должен понимать, что защита  малой родины, Отечества –  гражданский и конституционный долг каждого уважающего себя человека.
           Школьный музей – особая образовательная среда,  одна из  форм работы по развитию творческой деятельности и социальной активности учащихся.  Музей  выполняет  воспитательную  и  научно-познавательную функции. В залах музея   собирается обширная информация о далеком прошлом и современной жизни общества. 

       Школьный музей сегодня – интерактивная площадка для семинаров,  научно – практических конференций, круглых столов, всевозможных конкурсов.  «…Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия,  в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности…», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

      Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс через разные формы деятельности, связан с преподаванием учебных дисциплин и дополнительным образованием учащихся. Школьники овладевают навыками поисковой, исследовательской деятельности, осваивают азы архивной работы, учатся брать интервью, оформлять фото – аудио – и видеотеки. У ребят  вырабатывается чувство ответственности за порученное дело. Ценность каждого экспоната в музее состоит  в том, что он знакомит ребенка с конкретным событием, страницей истории.

        Музей «Наследие»  совсем молодой,   открыт только 5 лет назад, но вот уже 3 года работает как муниципальный ресурсный центр по патриотическому воспитанию подрастающего поколения городского округа Железнодорожный.

Музей  активно сотрудничает с общественными организациями и средствами массовой информации. Совет ветеранов Великой Отечественной войны, городское отделение ВООО «Боевое братство»,  городское отделение бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей,  общество блокадников Ленинграда, библиотеки, краеведческий музей и другие общественные организации помогают музею «Наследие» вести воспитательную работу среди молодежи и подростков.

 

Актуальность исследования:  изучив ситуацию, сложившуюся в последние десятилетия нашей стране, где  незаметно произошла подмена и фальсификация истинных ценностей на негативные,  ложные, мы отметили следующее противоречие:  между необходимостью молодежи выполнять конституционный и гражданский долг перед Отечеством и  уровнем готовности  допризывников встать на  защиту Родины  при любых обстоятельствах.

Из указанного выше противоречия следует проблема:  снижение интереса у отдельной части молодежи  к службе в Российской Армии.

        Цель   исследовательской  работы  - проекта «Музей в движении»: найти решение более активного привлечения подрастающего поколения к историческому  наследию соотечественников для воспитания патриотизма и социализации личности в условиях современности.    Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изыскать  место  для размещения  передвижных тематических  выставок. 
  2. Обеспечить должную сохранность экспонатов выставки.
  3. Использовать передвижные выставки как  резервы музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников.

     Объект исследованиявнутреннее пространство территории школы и возможность ее использования для решения поставленной задачи.

     Предмет исследования: экспозиция школьного музея и возможность организации передвижных выставок.

Методы исследования:

Теоретические

  • Метод анализа;

Эмпирические

  •    Изучение  литературы;
  •    Беседы со старшеклассниками, родителями  и педагогами.

Необходимое оборудование для работы:       

  • Карандаш, ручка. Фотоаппарат.
  • Кисти, краска, планшеты, информационный материал.
  •  Стеллажи, полки, витрины.

Гипотеза:  при выполнении всех условий организации передвижных тематических выставок в просторных рекреациях школы будет достигнут результат – большее количество обучающихся получит свободный  доступ к музейному собранию экспонатов.

  Выход  мы видим в следующем: используя свободное пространство рекреаций,  не загромождая их, можно получить положительный результат. Ребята не будут бесцельно слоняться по рекреации, играя в телефон или планшет, а будут рассматривать новые экспонаты, выставленные на полках, витринах, стендах. 

Новизна исследования: обеспокоенные  ухудшением ситуации на мировой арене, отношением  отдельных стран западной Европы и США к России, осквернению и сносу памятников, переписыванию истории,   коллектив учителей и учеников – актив  музея «Наследие» -   нашел новые пути и методы, способствующие формированию патриотизма и гражданственности среди подрастающего поколения.

Теоретическая значимость исследования:   мы выяснили  отношение  педагогов и старшеклассников к нашей идее и поняли, что она принесет ощутимую пользу в патриотическом воспитании.

Практическая значимость:  данная работа будет  способствовать активизации воспитательной работы среди подрастающего поколения.       Публикация  проекта на сайте школы и участие в настоящем конкурсе позволять и другим школьным коллективам последовать нашему примеру, что  повысит социальную активность не только среди школьников, их родителей, педагогов,  но и среди активной части  населения города. 

  1. Основная часть:

««Передвижные  выставки  как новая   возможность

  музейной педагогики».                                                  

 

      Современное подрастающее поколение остро нуждается в более активном изучении истории Отечества, воссоздании утраченных корней русской культуры. Для выбора жизненных идеалов, формирования эстетических ценностей и представлений ребятам необходимо создать условия для глубокого осознания истоков истории,  народной культуры и  народного творчества, обрядов, традиций, фольклора. Понимание значимости этой проблемы привело учителей творческой группы музея «Наследие»  к идее разработки новых образовательных проектов, программ и методик. Дополнительного использования пространства школы для организации передвижных тематических выставок и музейных коллекций.

      Одним из направлений работы  музея является экспериментальная деятельность, которая направлена на внедрение музейной педагогики в образовательное пространство школы.   Музейная педагогика  - неисчерпаемый  ресурс для  всестороннего развития и  воспитания школьников.

       Ключевая проектная идея  направлена на создание единого воспитательного пространства школы средствами музейной педагогики, которое и будет формировать ключевые социальные компетенции учащихся.

    В ходе экспериментальной работы создаются методические условия для изучения народных промыслов, быта русского крестьянина, праздников, обрядов и традиций.  Мы применяем различные методы и приемы: беседы, познавательные экскурсии, этнографические походы, фольклорные праздники и спектакли,  выпуск газет, кроссвордов, проведение тематических недель, конкурсов. Интересно проходят народные праздники, посиделки с русскими обычаями и обрядами, организация красочных стендов, небольших выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам, экскурсии в краеведческий музей,  а также уроки практической деятельности ребенка: рисование, лепка, аппликация, изготовление своими руками простейших предметов.

      Музейная педагогика позволяет воспроизводить связь человека с природой, историей, нравственными и духовными ценностями этнической общности всех народов, сохраняет преемственность и традиции, регулирующие уровень этих ценностей, важных для жизни всего человечества.  

         В творческую группу комплексного музея «Наследие»  вошли 11 учителей начальных классов и 7 учителей средней и старшей школы. Каждый выбирал для себя конкретное  направление деятельности. В результате мы создаем  новые  разделы музейной  экспозиции, запускаем в действие новые проекты, связанные с патриотическим и нравственным воспитанием подрастающего поколения. Результаты нас радуют. Мы видим,  как на глазах меняются наши воспитанники, когда речь заходит о героики Великой Отечественной войны, о героях нашего времени – наших земляках, погибших в Афганистане и на Северном Кавказе, об истории возрождения народных промыслов, о сохранении наследия наших предков. Уроки мужества,  встречи с ветеранами, другими интересными людьми,  несомненно, дают  положительный  результат. Но в наше тревожное время, когда вокруг России собираются полчища  завистливых, готовых вступить в смертельную схватку за территорию, полезные ископаемые, запасы питьевой воды, а самое главное, за души нашего подрастающего поколения, мы стали искать новые более  активные  способы  патриотического воспитания школьников.

Казалось бы,  патриотическая  работа в школе достаточно активно ведется,  что по достоинству оценено  Комитетом по образованию  и общественными организациями  города, но актив   музея «Наследие»  посчитал, что не все резервы музейной педагогики полностью  исчерпаны.  Собрались, подумали, поразмышляли и пришли к выводу, что можно использовать музейную экспозицию и многие коллекции  более эффективно.  Свободных помещений в школе нет, что же предпринять?  Вопрос решился: надо использовать просторные светлые рекреации школы, именно здесь всегда многолюдно. Во время перемены - 15 минут -  около сотни ребятишек находятся вне классных комнат. Тогда - то мы и решили устраивать тематические выставки экспонатов и выставки коллекций музейных предметов в этих шумных местах. Во время летних каникул привели в соответствие рекреацию третьего этажа школы, чтобы она стала достойным  продолжением  экспозиции о Великой Отечественной войне  в  кабинете истории.  

В августе стали обустраивать рекреацию на третьем этаже школы, спешили, старались успеть к началу учебного года, чтобы  День знаний  встретил ребят новым оформление  рекреации музея.   Начли с макета оформления: его изготавливала учитель начальных классов Тилинина Мария Александровна и ее помощники –  учащиеся 8-б класса. Закупили краску, набор кисточек и … работа закипела.  Гриценко Виктория и Иванова Светлана – ученицы 11 класса, помогали младшим школьникам  оформить  планшеты с иллюстрационным материалом, технические работники школы красили подоконники и отмывали окна.  Наконец, рекреация приобрела новый вид: на двух стенах, красочно оформленных, разместили планшеты с иллюстрациями,   оконные проемы украсили небольшие стенды: «Брестская крепость – оплот героизма и мужества», «Саласпилс» и «Освенцим» -  фабрики смерти, а на  противоположную стену  поместили тематические стенды. Один из них -  «Страницы истории» -  оформлен к 70-летию окончания Великой Отечественной  и Второй мировой войны.   На втором стенде  - «К 70-летию Нюрнбергского процесса»  - помещен интересный фотоматериал о главных военных преступниках и врачах-изуверах из фашистских концлагерей.  Материалы третьего стенда посвящены 70-летию бомбардировок японских городов Хиросимы и Нагасаки. С первого дня нового учебного года желающих рассмотреть фотоматериалы, прочитать информацию не убавилось. Впоследствии, к памятным датам истории Отечества,  в этой рекреации  будут выставляться небольшие передвижные  тематические выставки. Поскольку экспонаты о Великой Отечественной войне размещены в классной комнате, где ограничены возможности для всех обучающихся  рассмотреть и ознакомиться с экспонатами, то передвижная выставка в рекреации, примыкающей к кабинету,  будет вполне уместной.

Второй этаж  отведен для занятий начальной школы. Малыши привыкли-присмотрелись к красочному оформлению своих рекреаций и их внимание долго на  этом не задерживается.  Вот и было решено: периодически организовывать тематические передвижные выставки и в рекреациях второго этажа. В классных комнатах младшей школы собраны экспонаты, рассказывающие об истории народной игрушки, предметы быта наших предков -  крестьян центральной части России,  изделия народных умельцев – подмосковных  народных промыслов и многое другое не менее интересное, например, новогодние игрушки наших бабушек, изготовленные из ваты и других подсобных материалов. Учителям начальной школы было предложено продумать, какие экспонаты можно выставлять в рекреациях, к какому дню приурочить, как обеспечить сохранность экспонатов. За работу взялись активно. Уже в сентябре организованы две тематические выставки: одна познакомила ребят с народными промыслами Подмосковья в целом: что изготавливалось,  на каких производствах,   каких местечка,  городах. Выставка была ознакомительной. Но тематика передвижных выставок по народным промыслам Подмосковья согласована и  утверждена на заседании ШМО начальной школы (руководитель Рыжова Татьяна Владимировна).

 

      План  тематических передвижных  выставок на 2015-2016 учебный год.

 

  1.     «Народные промыслы Подмосковья» :

 

Первая  четверть«Русь синеокая» - творчество гжельских мастеров; коллекция гжели и творческие работы учащихся по тематике.

 

Вторая четверть«Золотая хохлома» - творчество хохломских умельцев, коллекции изделий из хохломы, рисунки и поделки учащихся под хохлому.

«Павлово-Посадские платки – краса России» - коллекция платков из шелка и  шерсти.

 

Третья четверть«Городецкая и дымковская игрушка» - коллекция игрушек  народных мастеров.

«Русская матрешка – символ русского народа» - коллекция кукол-матрешек  изделия мастеров-умельцев из Загорска.

 

Четвертая четверть – «Жостово – пейзажи на металле», выставка жостовских изделий.   Подносы металлические  малые, средние, большие, круглые, овальные,  с разными рисунками .

 

  1. «История народной игрушки»:

 Цель: приобщение ребенка к исторически сложившимся традициям и обычаям, содействие формированию духовно-нравственной культуры школьников в условиях  школы.

 

Вторая четверть: «Куклы берегини – языческие обереги русского народа» и «Обрядовые куклы на Руси» - коллекция кукол, изготовленных   в традициях наших предков в дохристианские времена. 

 

  1. «История Новогодней игрушки».

 

Вторая четверть«Игрушки наших бабушек и современная елочная игрушка» - коллекция игрушек из ваты и подручного материала, игрушек  первой половины 20 века и современные  елочные  украшения.

 

  1. «Русская изба».   

 

Первая четверть«Предметы крестьянского быта в русских народных сказках» - выставка предметов быта, упоминающихся в русских народных сказках.

«Пряха или непряха?» - предметы  изготовления одежды – тканей.

 

Вторая четверть«Быт народного крестьянства»  - предметы быта, каждодневные заботы крестьянина.

«Убранство дома наших предков» - предметы занятия женщин – крестьянок.

 

Третья четверть« Как хлеб родится» и «Как рубашка Иванушки в поле выросла» -  выставка предметов для работы в поле.

 

Четвертая четверть -  «Трапеза  в семье крестьянина» - предметы кухонной утвари.

«Не мытьем, так катаньем» - предметы быта крестьянских девушек и женщин. «Пряха или непряха?»- предметы ткачества и  прядения шерсти.

Тематика передвижных выставок предметов крестьянского быта согласована и  утверждена на заседании ШМО начальной школы (руководитель  Семенова  Татьяна Викторовна).

 

Передвижные выставки на третьем этаже школы будут посвящены страницам истории Великой Отечественной войны:

 

Вторая четверть«900 блокадных дней», и «Трудных хлеб военного времени» - личные вещи блокадников, письма, фотографии, публикации в СМИ, поделки младших школьников (хлебобулочные изделия из соленого теста), рисунки.

 

Третья четверть -  «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки» - информация о наших земляках героически сражавшихся с  фашистскими захватчиками.

 

Надеемся, что все задуманное сумеем претворить в действие, уверены, что  положительный результат будет получен. Мы сумеем не только заинтересовать  учащихся  просмотром экспонатов  выставок и экспозиций, но и  привлечем  их к поисковой и исследовательской деятельности, разовьем интерес к творчеству наших подмосковных умельцев. Закреплением  познавательного интереса учащихся к народному творчеству могут быть тематические  поездки по родному краю, Подмосковью:  знакомство с истоками ремесла, историей возникновения того или иного промысла,  с основными приемами таких росписей, как Городецкая, Жостовская, Гжельская, Дымковская.     На учебных  занятиях – уроках труда, окружающего мира -  ребята  закрепят  знания, обменяются впечатлениями, покажут друг другу фотографии, наиболее удачные из них мы отберем в классный  фотоальбом.

       Интересны поездки с ребятами в русскую глубинку – деревеньки, где сохранился крестьянский быт. Такие поездки возможны только  с родителями. У многих ребят есть в русских деревнях прабабушки и бабушки. Стоит  настроить школьников  на поиск и результат появится. В нашу экспозицию «Русская изба» именно дети и их родители принесли большую часть экспонатов.

  1. Выводы:  «Цель достигнута, задачи  частично выполнены».

 

         В нашей исследовательской работе – проекте «Музей в движении»  - мы ставили цель:   найти решение более активного привлечения подрастающего поколения   к историческому наследию наших соотечественников, для воспитания патриотизма и социализации личности современного школьника. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- Изыскать  место  для размещения  передвижных тематических  выставок.

 Обустроена рекреация третьего этажа школы с целью размещения передвижных выставок, музейных коллекции и оборудования настенных стендов с фотоматериалами.

- Обеспечить должную сохранность экспонатов выставки.

На августовском педагогическом совете  получена договоренность о дополнительном дежурстве учителей – предметников в рекреации школы -  месте размещения передвижных тематических  выставок и музейных коллекций.

- Использовать передвижные выставки как  резервы музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников.

План передвижных выставок на 2015 – 2016 учебный год составлен, одобрен и утвержден на ШМО по ряду направлений музейной деятельности. В сентябре месяце   две передвижные  тематические выставки организованы.  Ребята проявили искренний интерес к представленным материалам.

Цель достигнута – задачи частично решены, надеемся на успешное завершение проекта. Музейная педагогика не исчерпала своих возможностей. Находятся все новые и новые аспекты в ее практическом использовании.

  1. Заключение.

 

«Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость».

 

В результате реализации проекта «Музей в движении» ожидается:

      - Расширение содержания гражданско-патриотического воспитания, вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

     - Развитие творческих способностей обучающихся, осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений.

     -  Способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства.

    - Осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Проект  отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации проекта должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание  детей и молодежи, как основа личности будущего гражданина России.

Только в сентябре передвижные выставки привлекли школьников к исследовательской деятельности. Старшеклассники заинтересовались малыми  Нюрнбергскими процессами – их было 12 -  и Международными судами над японскими военными преступниками второй мировой войны.  Неподдельный интерес вызвали фотоматериалы, рассказывающие о бомбардировках Хиросимы и Нагасаки.  Мы уверены, что наша работа, связанная с передвижными выставками, в течении учебного года  даст еще большие положительные  результаты. 

  1. Список использованной  литературы:

 

1. ФЗ «Об образовании», ФЗ  № 54 от 26. 05. 1996 г. «О музейном фонде РФ и музеях в РФ»,  Приказ Министерства образования и науки МО от 14.09.2005 № 1644.

 

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

 

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

 

4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2012.- № 9.

 

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2012.- № 9.

 

6. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. СПб, 2002.

 

7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

 

8. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.

 

 

 9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2013. – № 1.

 

10. Следзевский  И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2012.- № 4.

 

11. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Viktar1nka
Просмотров: 926 | Загрузок: 5 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Viktar1nka • 17:26, 03.11.2015
Работа заняла призовое место в областном конкурсе музеев образовательных организаций в октябре 2015 года.
avatar