Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (1.94 Mb) ] | 01.11.2015, 11:55 |
Муниципальный конкурс музеев образовательных организаций «Мой музей»
Коллективная номинация: исследовательская работа по созданию передвижных выставок и экспозиций «Музей в движении».
Наименование музея: Комплексный музей «Наследие».
Профиль музейной работы: комплексный.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 . Московская область, г. Железнодорожный, мкр. Павлино, строение 3
Тема:
«Музейная педагогика открывает новые возможности»
Коллектив авторов: . Исполнители проекта: Иванова Светлана –11 класс, Грищенко Виктория – 11 класс, Шашкова Алина – 8-б класс, Яковлева Екатерина - 8-б класс, Бардыгина Вероника - 8-б класс, Мохов Андрей -8-б класс, Волков Денис -8-б класс. Анцерева Кира – 4-а класс, Сидорова Дарья – 3-а класс, Герасимов Николай -4-а класс, Скребнев Никита -3-а класс, Воронов Александр -4-а класс, Мишин Артем -3-а класс Волков Денис -4-а класс. Умарова Алина -3-а класс Катюшина Вероника – 4-а класс, Мальцева Алена – 3-а класс. Кураторы проекта: Семенова Татьяна Викторовна – классный руководитель 3-а класса, Рыжова Татьяна Владимировна – классный руководитель 4-а класса, Тилинина Мария Александровна – классный руководитель 8-б класса
Руководитель проекта: Корячкина Ольга Сергеевна, учитель истории МАОУ СОШ 3№ 3, 8-915-079-49-33
г .о. Железнодорожный, сентябрь, 2015 год.\
«Роль школьного музея в воспитании подрастающего поколения».
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на души подрастающего поколения. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили наши предки в экономику и культуру государства Российского. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать чувство патриотизма и любви к малой родине, родному дому, семье. Каждый молодой человек должен понимать, что защита малой родины, Отечества – гражданский и конституционный долг каждого уважающего себя человека. Школьный музей сегодня – интерактивная площадка для семинаров, научно – практических конференций, круглых столов, всевозможных конкурсов. «…Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности…», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс через разные формы деятельности, связан с преподаванием учебных дисциплин и дополнительным образованием учащихся. Школьники овладевают навыками поисковой, исследовательской деятельности, осваивают азы архивной работы, учатся брать интервью, оформлять фото – аудио – и видеотеки. У ребят вырабатывается чувство ответственности за порученное дело. Ценность каждого экспоната в музее состоит в том, что он знакомит ребенка с конкретным событием, страницей истории. Музей «Наследие» совсем молодой, открыт только 5 лет назад, но вот уже 3 года работает как муниципальный ресурсный центр по патриотическому воспитанию подрастающего поколения городского округа Железнодорожный. Музей активно сотрудничает с общественными организациями и средствами массовой информации. Совет ветеранов Великой Отечественной войны, городское отделение ВООО «Боевое братство», городское отделение бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, общество блокадников Ленинграда, библиотеки, краеведческий музей и другие общественные организации помогают музею «Наследие» вести воспитательную работу среди молодежи и подростков.
Актуальность исследования: изучив ситуацию, сложившуюся в последние десятилетия нашей стране, где незаметно произошла подмена и фальсификация истинных ценностей на негативные, ложные, мы отметили следующее противоречие: между необходимостью молодежи выполнять конституционный и гражданский долг перед Отечеством и уровнем готовности допризывников встать на защиту Родины при любых обстоятельствах. Из указанного выше противоречия следует проблема: снижение интереса у отдельной части молодежи к службе в Российской Армии. Цель исследовательской работы - проекта «Музей в движении»: найти решение более активного привлечения подрастающего поколения к историческому наследию соотечественников для воспитания патриотизма и социализации личности в условиях современности. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: внутреннее пространство территории школы и возможность ее использования для решения поставленной задачи. Предмет исследования: экспозиция школьного музея и возможность организации передвижных выставок. Методы исследования: Теоретические
Эмпирические
Необходимое оборудование для работы:
Гипотеза: при выполнении всех условий организации передвижных тематических выставок в просторных рекреациях школы будет достигнут результат – большее количество обучающихся получит свободный доступ к музейному собранию экспонатов. Выход мы видим в следующем: используя свободное пространство рекреаций, не загромождая их, можно получить положительный результат. Ребята не будут бесцельно слоняться по рекреации, играя в телефон или планшет, а будут рассматривать новые экспонаты, выставленные на полках, витринах, стендах. Новизна исследования: обеспокоенные ухудшением ситуации на мировой арене, отношением отдельных стран западной Европы и США к России, осквернению и сносу памятников, переписыванию истории, коллектив учителей и учеников – актив музея «Наследие» - нашел новые пути и методы, способствующие формированию патриотизма и гражданственности среди подрастающего поколения. Теоретическая значимость исследования: мы выяснили отношение педагогов и старшеклассников к нашей идее и поняли, что она принесет ощутимую пользу в патриотическом воспитании. Практическая значимость: данная работа будет способствовать активизации воспитательной работы среди подрастающего поколения. Публикация проекта на сайте школы и участие в настоящем конкурсе позволять и другим школьным коллективам последовать нашему примеру, что повысит социальную активность не только среди школьников, их родителей, педагогов, но и среди активной части населения города.
««Передвижные выставки как новая возможность музейной педагогики».
Современное подрастающее поколение остро нуждается в более активном изучении истории Отечества, воссоздании утраченных корней русской культуры. Для выбора жизненных идеалов, формирования эстетических ценностей и представлений ребятам необходимо создать условия для глубокого осознания истоков истории, народной культуры и народного творчества, обрядов, традиций, фольклора. Понимание значимости этой проблемы привело учителей творческой группы музея «Наследие» к идее разработки новых образовательных проектов, программ и методик. Дополнительного использования пространства школы для организации передвижных тематических выставок и музейных коллекций. Одним из направлений работы музея является экспериментальная деятельность, которая направлена на внедрение музейной педагогики в образовательное пространство школы. Музейная педагогика - неисчерпаемый ресурс для всестороннего развития и воспитания школьников. Ключевая проектная идея направлена на создание единого воспитательного пространства школы средствами музейной педагогики, которое и будет формировать ключевые социальные компетенции учащихся. В ходе экспериментальной работы создаются методические условия для изучения народных промыслов, быта русского крестьянина, праздников, обрядов и традиций. Мы применяем различные методы и приемы: беседы, познавательные экскурсии, этнографические походы, фольклорные праздники и спектакли, выпуск газет, кроссвордов, проведение тематических недель, конкурсов. Интересно проходят народные праздники, посиделки с русскими обычаями и обрядами, организация красочных стендов, небольших выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам, экскурсии в краеведческий музей, а также уроки практической деятельности ребенка: рисование, лепка, аппликация, изготовление своими руками простейших предметов. Музейная педагогика позволяет воспроизводить связь человека с природой, историей, нравственными и духовными ценностями этнической общности всех народов, сохраняет преемственность и традиции, регулирующие уровень этих ценностей, важных для жизни всего человечества. В творческую группу комплексного музея «Наследие» вошли 11 учителей начальных классов и 7 учителей средней и старшей школы. Каждый выбирал для себя конкретное направление деятельности. В результате мы создаем новые разделы музейной экспозиции, запускаем в действие новые проекты, связанные с патриотическим и нравственным воспитанием подрастающего поколения. Результаты нас радуют. Мы видим, как на глазах меняются наши воспитанники, когда речь заходит о героики Великой Отечественной войны, о героях нашего времени – наших земляках, погибших в Афганистане и на Северном Кавказе, об истории возрождения народных промыслов, о сохранении наследия наших предков. Уроки мужества, встречи с ветеранами, другими интересными людьми, несомненно, дают положительный результат. Но в наше тревожное время, когда вокруг России собираются полчища завистливых, готовых вступить в смертельную схватку за территорию, полезные ископаемые, запасы питьевой воды, а самое главное, за души нашего подрастающего поколения, мы стали искать новые более активные способы патриотического воспитания школьников. Казалось бы, патриотическая работа в школе достаточно активно ведется, что по достоинству оценено Комитетом по образованию и общественными организациями города, но актив музея «Наследие» посчитал, что не все резервы музейной педагогики полностью исчерпаны. Собрались, подумали, поразмышляли и пришли к выводу, что можно использовать музейную экспозицию и многие коллекции более эффективно. Свободных помещений в школе нет, что же предпринять? Вопрос решился: надо использовать просторные светлые рекреации школы, именно здесь всегда многолюдно. Во время перемены - 15 минут - около сотни ребятишек находятся вне классных комнат. Тогда - то мы и решили устраивать тематические выставки экспонатов и выставки коллекций музейных предметов в этих шумных местах. Во время летних каникул привели в соответствие рекреацию третьего этажа школы, чтобы она стала достойным продолжением экспозиции о Великой Отечественной войне в кабинете истории. В августе стали обустраивать рекреацию на третьем этаже школы, спешили, старались успеть к началу учебного года, чтобы День знаний встретил ребят новым оформление рекреации музея. Начли с макета оформления: его изготавливала учитель начальных классов Тилинина Мария Александровна и ее помощники – учащиеся 8-б класса. Закупили краску, набор кисточек и … работа закипела. Гриценко Виктория и Иванова Светлана – ученицы 11 класса, помогали младшим школьникам оформить планшеты с иллюстрационным материалом, технические работники школы красили подоконники и отмывали окна. Наконец, рекреация приобрела новый вид: на двух стенах, красочно оформленных, разместили планшеты с иллюстрациями, оконные проемы украсили небольшие стенды: «Брестская крепость – оплот героизма и мужества», «Саласпилс» и «Освенцим» - фабрики смерти, а на противоположную стену поместили тематические стенды. Один из них - «Страницы истории» - оформлен к 70-летию окончания Великой Отечественной и Второй мировой войны. На втором стенде - «К 70-летию Нюрнбергского процесса» - помещен интересный фотоматериал о главных военных преступниках и врачах-изуверах из фашистских концлагерей. Материалы третьего стенда посвящены 70-летию бомбардировок японских городов Хиросимы и Нагасаки. С первого дня нового учебного года желающих рассмотреть фотоматериалы, прочитать информацию не убавилось. Впоследствии, к памятным датам истории Отечества, в этой рекреации будут выставляться небольшие передвижные тематические выставки. Поскольку экспонаты о Великой Отечественной войне размещены в классной комнате, где ограничены возможности для всех обучающихся рассмотреть и ознакомиться с экспонатами, то передвижная выставка в рекреации, примыкающей к кабинету, будет вполне уместной. Второй этаж отведен для занятий начальной школы. Малыши привыкли-присмотрелись к красочному оформлению своих рекреаций и их внимание долго на этом не задерживается. Вот и было решено: периодически организовывать тематические передвижные выставки и в рекреациях второго этажа. В классных комнатах младшей школы собраны экспонаты, рассказывающие об истории народной игрушки, предметы быта наших предков - крестьян центральной части России, изделия народных умельцев – подмосковных народных промыслов и многое другое не менее интересное, например, новогодние игрушки наших бабушек, изготовленные из ваты и других подсобных материалов. Учителям начальной школы было предложено продумать, какие экспонаты можно выставлять в рекреациях, к какому дню приурочить, как обеспечить сохранность экспонатов. За работу взялись активно. Уже в сентябре организованы две тематические выставки: одна познакомила ребят с народными промыслами Подмосковья в целом: что изготавливалось, на каких производствах, каких местечка, городах. Выставка была ознакомительной. Но тематика передвижных выставок по народным промыслам Подмосковья согласована и утверждена на заседании ШМО начальной школы (руководитель Рыжова Татьяна Владимировна).
План тематических передвижных выставок на 2015-2016 учебный год.
1. «Народные промыслы Подмосковья» :
Первая четверть – «Русь синеокая» - творчество гжельских мастеров; коллекция гжели и творческие работы учащихся по тематике.
Вторая четверть - «Золотая хохлома» - творчество хохломских умельцев, коллекции изделий из хохломы, рисунки и поделки учащихся под хохлому. «Павлово-Посадские платки – краса России» - коллекция платков из шелка и шерсти.
Третья четверть – «Городецкая и дымковская игрушка» - коллекция игрушек народных мастеров. «Русская матрешка – символ русского народа» - коллекция кукол-матрешек изделия мастеров-умельцев из Загорска.
Четвертая четверть – «Жостово – пейзажи на металле», выставка жостовских изделий. Подносы металлические малые, средние, большие, круглые, овальные, с разными рисунками .
Цель: приобщение ребенка к исторически сложившимся традициям и обычаям, содействие формированию духовно-нравственной культуры школьников в условиях школы.
Вторая четверть: «Куклы берегини – языческие обереги русского народа» и «Обрядовые куклы на Руси» - коллекция кукол, изготовленных в традициях наших предков в дохристианские времена.
Вторая четверть – «Игрушки наших бабушек и современная елочная игрушка» - коллекция игрушек из ваты и подручного материала, игрушек первой половины 20 века и современные елочные украшения.
Первая четверть - «Предметы крестьянского быта в русских народных сказках» - выставка предметов быта, упоминающихся в русских народных сказках. «Пряха или непряха?» - предметы изготовления одежды – тканей.
Вторая четверть – «Быт народного крестьянства» - предметы быта, каждодневные заботы крестьянина. «Убранство дома наших предков» - предметы занятия женщин – крестьянок.
Третья четверть - « Как хлеб родится» и «Как рубашка Иванушки в поле выросла» - выставка предметов для работы в поле.
Четвертая четверть - «Трапеза в семье крестьянина» - предметы кухонной утвари. «Не мытьем, так катаньем» - предметы быта крестьянских девушек и женщин. «Пряха или непряха?»- предметы ткачества и прядения шерсти. Тематика передвижных выставок предметов крестьянского быта согласована и утверждена на заседании ШМО начальной школы (руководитель Семенова Татьяна Викторовна).
Передвижные выставки на третьем этаже школы будут посвящены страницам истории Великой Отечественной войны:
Вторая четверть – «900 блокадных дней», и «Трудных хлеб военного времени» - личные вещи блокадников, письма, фотографии, публикации в СМИ, поделки младших школьников (хлебобулочные изделия из соленого теста), рисунки.
Третья четверть - «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки» - информация о наших земляках героически сражавшихся с фашистскими захватчиками.
Надеемся, что все задуманное сумеем претворить в действие, уверены, что положительный результат будет получен. Мы сумеем не только заинтересовать учащихся просмотром экспонатов выставок и экспозиций, но и привлечем их к поисковой и исследовательской деятельности, разовьем интерес к творчеству наших подмосковных умельцев. Закреплением познавательного интереса учащихся к народному творчеству могут быть тематические поездки по родному краю, Подмосковью: знакомство с истоками ремесла, историей возникновения того или иного промысла, с основными приемами таких росписей, как Городецкая, Жостовская, Гжельская, Дымковская. На учебных занятиях – уроках труда, окружающего мира - ребята закрепят знания, обменяются впечатлениями, покажут друг другу фотографии, наиболее удачные из них мы отберем в классный фотоальбом. Интересны поездки с ребятами в русскую глубинку – деревеньки, где сохранился крестьянский быт. Такие поездки возможны только с родителями. У многих ребят есть в русских деревнях прабабушки и бабушки. Стоит настроить школьников на поиск и результат появится. В нашу экспозицию «Русская изба» именно дети и их родители принесли большую часть экспонатов.
В нашей исследовательской работе – проекте «Музей в движении» - мы ставили цель: найти решение более активного привлечения подрастающего поколения к историческому наследию наших соотечественников, для воспитания патриотизма и социализации личности современного школьника. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: - Изыскать место для размещения передвижных тематических выставок. Обустроена рекреация третьего этажа школы с целью размещения передвижных выставок, музейных коллекции и оборудования настенных стендов с фотоматериалами. - Обеспечить должную сохранность экспонатов выставки. На августовском педагогическом совете получена договоренность о дополнительном дежурстве учителей – предметников в рекреации школы - месте размещения передвижных тематических выставок и музейных коллекций. - Использовать передвижные выставки как резервы музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников. План передвижных выставок на 2015 – 2016 учебный год составлен, одобрен и утвержден на ШМО по ряду направлений музейной деятельности. В сентябре месяце две передвижные тематические выставки организованы. Ребята проявили искренний интерес к представленным материалам. Цель достигнута – задачи частично решены, надеемся на успешное завершение проекта. Музейная педагогика не исчерпала своих возможностей. Находятся все новые и новые аспекты в ее практическом использовании.
«Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость».
В результате реализации проекта «Музей в движении» ожидается: - Расширение содержания гражданско-патриотического воспитания, вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. - Развитие творческих способностей обучающихся, осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений. - Способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства. - Осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации проекта должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание детей и молодежи, как основа личности будущего гражданина России. Только в сентябре передвижные выставки привлекли школьников к исследовательской деятельности. Старшеклассники заинтересовались малыми Нюрнбергскими процессами – их было 12 - и Международными судами над японскими военными преступниками второй мировой войны. Неподдельный интерес вызвали фотоматериалы, рассказывающие о бомбардировках Хиросимы и Нагасаки. Мы уверены, что наша работа, связанная с передвижными выставками, в течении учебного года даст еще большие положительные результаты.
1. ФЗ «Об образовании», ФЗ № 54 от 26. 05. 1996 г. «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», Приказ Министерства образования и науки МО от 14.09.2005 № 1644.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2012.- № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2012.- № 9.
6. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. СПб, 2002.
7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
8. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2013. – № 1.
10. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2012.- № 4.
11. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002.
| |
Просмотров: 926 | Загрузок: 5 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |