Главная » Файлы » Мои файлы |
17.01.2017, 23:02 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальная научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ учащихся. «ПОТЕНЦИАЛ - 2016» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.о.Балашиха (Железнодорожный) «Мал, да удал» -исследовательские и научно- исследовательские проекты. Направление работы: поисково-исследовательское. Тема проекта: «Проявление народной культуры в русских народных сказках» Участники проекта - обучающиеся 3 «Б» класса МАОУ СОШ №3 Исследовательская группа: Пстыга Даша, Рознов Ваня, Соболев Андрей, Соболева Ариадна, Пальчак Тимофей. Руководитель проекта: учитель начальных классов МАОУ СОШ №3 Корнева Татьяна Васильевна Содержание I. Введение: 1. Актуализация 2. Цели 3. Задачи II. Описание проекта: 1. Подготовительный этап 2. Основной этап 3. Заключительный этап III. Заключение: 1. Вывод 2. Результаты 3. Перспективы IV. Список используемой литературы. V. Приложение.
I. Введение В нашей школе уже четыре года действует ресурсный центр «Патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами музейной педагогики». Наш класс, в рамках ресурсного центра, представляет направление: «Культура и традиции русского народа». Народ, забывший свою историю, теряет смысл своего существования и растворяется среди других народов. Народная мудрость гласит: «Плох и невежественен тот народ, который не помнит и не чтит своих обычаев и традиций». Именно традиции - своеобразный мостик между нашим прошлым и будущим. И сегодня важно сохранять те очаги культурной жизни, которые ещё живы у народа. 2015 год, по указу президента Российской Федерации В.В. Путина, стал Годом литературы, поэтому и мы в своих исследованиях решили обратиться к печатному слову. Идея проекта возникла на уроках литературного чтения, во время знакомства с жанрами устного народного фольклора. Если фольклор - ларец народной мудрости, значит, фольклорные жанры могут стать источником наших знаний о культуре и традициях русского народа? Мы решили узнать ответ на этот проблемный вопрос через исследование текстов русских народных сказок. Так появилась тема нашего будущего проекта: «Проявление народной культуры в русских народных сказках» Великий русский писатель А.Н. Толстой так писал: «Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается нами тысячелетняя история народа»
Цель нашего проекта: · выяснить, какую информацию о быте и обычаях наших предков можно узнать, читая народные сказки и поделиться полученными знаниями с другими учащимися. Задачи проекта: · « узнать, как можно больше, о культуре и традициях нашего народа, читая русские народные сказки; в учиться работать с текстом, как источником информации; · научиться структурировать полученные знания; · развивать читательский интерес к сказкам, как жанру устного народного творчества. II. Описание проекта 1 .Подготовительный этап Задачи подготовительного этапа: Ø определить тему, цель и задачи проекта; Ø сформулировать проблемный вопрос; Ø составить план реализации проекта. На вводном занятии ученики класса с помощью нашего учителя Корневой Т.В. сформулировали тему, цель и задачи проекта, определили необходимые для исследования гипотезы информационные ресурсы, наметили следующие направления исследования: -Кто где живёт? -Как в сказках одеваются? -Как трудились в старину? -Устаревшие слова в текстах русских народных сказок. В исследовательской работе приняли все учащиеся нашего класса, разделившись на инициативные группы. 2. Основной этап проекта Задачи основного этапа проекта: Ø исследовать тему проекта по выбранным направлениям; Ø структурировать полученные знания. Исследовательские группы приступили к основному этапу реализации проекта: поисково-исследовательской работе по выбранным направлениям. Книги для самостоятельного чтения брали в школьной и городской библиотеках, искали на собственных книжных полках. В процессе чтения составляли карты исследователя. На основной этап был отведён месяц работы. 3.Заключительный этап проекта Задачи заключительного этапа проекта: Ø обобщить и оформить собранную информацию; Ø поделиться, полученными в ходе проекта знаниями, с другими учащимися. На заключительном этапе мы хотели увидеть следующие ожидаемые результаты: -создать презентацию по теме «Проявление народной культуры в русских народных сказках»; -организовать выставку рисунков «Мои любимые сказки»; -оформить кроссворды по теме: «Предметы быта в русских народных сказках»; -издать макет словаря - справочника устаревших слов. III. Заключение Результатами нашей совместной работы над проектом стали: · все учащиеся нашего класса записались в школьную библиотеку; · раздаточный и справочный материал в виде составленных кроссвордов и макета словаря-справочника устаревших слов по теме проекта; · выставка иллюстраций к прочитанным сказкам; · полученные в ходе исследования знания, нашли применение на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка и изобразительного искусства; · презентация на тему «Проявление народной культуры в русских народных сказках», с которой мы выступили на городском семинаре «Реализация внеурочной деятельности ФГОС средствами музейной педагогики в условиях массовой школы» Работа над выбранной темой нами не закончена. В дальнейшем мы планируем: - пополнять словарь устаревших слов новыми терминами; -продолжить чтение народных сказок, знакомясь с культурой других народов, населяющих нашу страну; - поставить кукольный спектакль по русской народной сказке «Заюшкина избушка» и показать его ученикам первых классов с целью развития интереса к этому жанру устного народного творчества в нашей школе. В результате работы над темой проекта нами был сделан следующие выводы: народные сказки мы любим не только за их занимательный сюжет. Это самая настоящая энциклопедия русской жизни, из которой мы, действительно, можем узнать многое о жизни наших предков. Для этого надо учиться читать и понимать народную сказку. «Все сказки оказываются правдой, если умеешь их читать...». «В сказках видна и душа народа русского и мудрость. Они - богатство наше», - писал великий русский поэт В. А. Жуковский. I. Список используемой литературы. ■ «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» -русская народная сказка; ■ «Гуси-лебеди» - русская народная сказка; ■ «Дочь и падчерица» - русская народная сказка; ■ «Ленивая и Радивая»- русская народная сказка; ■ «По щучьему велению» - русская народная сказка; ■ «Мужицкий кафтан» - русская народная сказка; ■ «Как Лыга перехитрил Попа» - русская народная сказка; ■ «Чудесные лапоточки» -русская народная сказка; ■ «Умный Работник» - русская народная сказка; ■ «Зимовье» - русская народная сказка; ■ «Смоленой бычок» - русская народная сказка; ■ «Сивка-Бурка» -русская народная сказка; ■ «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» - русская народная сказка; ■ «Лисичка - сестричка и волк» - русская народная сказка; ■ «Петушок и жерновца» - русская народная сказка; ■ «Машенька и Медведь» - русская народная сказка; ■ «Хаврошечка» - русская народная сказка; ■ «Иван Быкович» - русская народная сказка; ■ Сборник «Устаревшие слова, употребляемые в русских народных сказках» автор: Золотарёв Д.А.; ■ «Краткий словарь диалектных и устаревших слов» автор: Н. Криничная; ■ «Толковый словарь живого великорусского языка» автор: ■ В, И.Даль; ■ «Толковый словарь» под редакцией С.И. Ожегова;
ПРИЛОЖЕНИЕ КАРТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПЕРВОМУ ПРОБЛЕМНОМУ ВОПРОСУ Проблемный вопрос: «Где в сказках живут?» Объект исследования: тексты русских народных сказок. Исследование проводила учащиеся 3 «б» класса МАОУ СОШ №3 Пстыга Даша. Цель исследования: найти в текстах русских народных сказок сведения об устройстве жилища и предметов быта русского народа.
ВЫВОД: изба - место жительства героев русских народных сказок. Изба это деревянный бревенчатый дом, построенный с помощью топора, расположенный в сельской местности, окружённый лесами. Сказка не только точно называет жилище своих героев (изба, терем), но и даёт его описание, которое точно может рассказать о быте и образе жизни народа. Важно в сказке описание внутреннего устройства жилища. В русских сказках сидят на лавках, спят на полатях и печи, добро прячут в сундуках. В русском доме обязательно есть «красный угол». Сказка о нём никогда не забывает. Текст сказок - это уникальный материал для изучения быта русского народа. КАРТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ВТОРОМУ ПРОБЛЕМНОМУ ВОПРОСУ Проблемный вопрос: «Как в сказках одеваются?» Объект исследования: тексты русских народных сказок. Исследование проводил учащийся 3 «б» класса МАОУ СОШ №3 Рознов Ваня. Цель исследования: с помощью русских народных сказок познакомиться с элементами русского народного костюма.
ВЫВОД: «Как одеваются люди в старину?»,- ответ на этот вопрос я нашёл в русских народных сказках. Оказывается, в сказках об этом говориться очень много. Одежду называли добром. Хранили «добро» в сундуках. На Руси любили носить яркие одежды. Чаще всего белого, синего, красного цвета. Девушки в старину носили длинные косы, головы покрывали платками. Основной вид одежды - сарафан. Молодые женщины носили «красные» сарафаны, пожилые - «синие» и «чёрные». Под сарафан одевали рубаху изо льна, а более дорогие шились из шёлка. Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрея шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи. Мужской русский национальный костюм отличался меньшим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из рубахи, как правило, косоворотки украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом. Зимой крестьяне ходили в длинных шубах - тулупах из овчины или зайца, а знать - из куницы и соболя. Шуба носилась мехом вниз, сверху покрывалась сукном, бархатом или парчой. На голове - шапка. У простонародья - из войлока. У людей богатых - из сукна и бархата. Бедные крестьяне ходили в лаптях, зажиточные - могли позволить дорогие сафьяновые сапоги. Всю одежду изготовляли своими руками: кружево плели, ткани ткали, платья шили. Читая сказки, я смог представить внешний облик людей, живших несколько веков назад, познакомиться с элементами русского народного костюма. КАРТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ТРЕТЬЕМУ ПРОБЛЕМНОМУ ВОПРОСУ Проблемный вопрос: «Как в сказках трудились?» Объект исследования: русские народные сказки. Исследование вели: учащиеся 3 «б» класса МАОУ СОШ N3 Соболев Андрей и Соболева Ариадна.
ВЫВОД: чтобы прокормить большую семью, крестьянину приходилось много трудиться и дома, и в огороде, и в поле. Мужчины занимались своей работой: пахали землю, рубили дрова, ловили рыбу, охотились. Женщины вели домашнее хозяйство, помогали мужчинам в поле, воспитывали детей. Дети с малых лет помогали родителям: скот пасли, за младшими приглядывали. Одним из видов занятий было собирательство. В лесах собирали дикий мёд, орехи, грибы, ягоды, жёлуди, из которых в голодные и неурожайные годы делали муку и пекли лепёшки. ЧЕТВЁРТАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КАРТА Гипотеза: в русских народных сказках встречаются устаревшие слова. Знакомясь с этими словами, мы можем узнать язык наших предков, через них передаётся языковая культура славян. Цель исследования: познакомиться со значениями устаревших слов, которые встречаются в русских народных сказках. Объект исследования: русские народные сказки.
Исследования проводил учащийся 3 «б» класса МАОУ СОШ N23 Пальчак Тимофей.
Кроссворд на тему "Русские народные сказки" По горизонтали 1. "Как-то раз пошла старшая сестра по воду и уронила ..." ( из сказки "Про Ленивую и Радивую») 2. "Он сел на ... , руки, ноги раскинул и не пролезает в печь" (из сказки "Терешечка"). 3. "И сказал Кощей: "Моя смерть в ящике под дубом, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в яйце ..." (из сказки "Кащей Бессмертный"). 4. "Бегут на речку мужики, кто с топором, а кто с ..." (из сказки "Лиса и Волк"). 5. "Сходи-ка ты в лес, выруби дерево, сделаем новую ... да ручку к ножу" (из сказки "Самое дорогое"). 6. "Несу ... на плечах, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!" (из сказки "Лиса и заяц"). 7. По вертикали 1. "Взяла ..., подмела избу, прибрала, печь затопила" (из сказки «Про Ленивую и Радивую») 2. "На ровном месте, как на ..., от всех дорог в стороне, в глухой деревушке жили старик со старушкой" (из сказки "Самое дорогое"). 3. "Тут он приметил под лавкой..." (из сказки "Каша из топора"). 4. "Легла лиса на лавочку, хвостик под лавочку, ... под печку" (из сказки "Лисичка со скалочкой"). 5. "Старик схватил кочергу, старуха ... и давай бить волка" (из сказки "Мальчик с пальчик"). 6. "Мельник оставил в наследство трем своим сыновьям только кота, петуха и ..." | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 901 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |