Главная » Файлы » Мои файлы

«Проявление народной культуры в русских народных сказках»
17.01.2017, 23:02

Муниципальная научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ учащихся. «ПОТЕНЦИАЛ - 2016»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.о.Балашиха (Железнодорожный)

«Мал, да удал» -исследовательские и научно- исследовательские проекты.

Направление работы: поисково-исследовательское.

Тема проекта: «Проявление народной культуры в русских народных сказках»

Участники проекта - обучающиеся 3 «Б» класса МАОУ СОШ №3

Исследовательская группа:      Пстыга Даша,

Рознов Ваня,

Соболев Андрей,

Соболева Ариадна,

Пальчак Тимофей.

Руководитель проекта: учитель начальных классов МАОУ СОШ №3

Корнева Татьяна Васильевна

Содержание

I.       Введение:

1.     Актуализация

2.     Цели

3.     Задачи

II.    Описание проекта:

1.    Подготовительный этап

2.    Основной этап

3.    Заключительный этап

III. Заключение:

1.     Вывод

2.     Результаты

3.     Перспективы

IV.          Список используемой литературы.

V.   Приложение.

 

I. Введение

В нашей школе уже четыре года действует ресурсный центр «Патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами музейной педагогики». Наш класс, в рамках ресурсного центра, представляет направление: «Культура и традиции русского народа». Народ, забывший свою историю, теряет смысл своего существования и растворяется среди других народов. Народная мудрость гласит: «Плох и невежественен тот народ, который не помнит и не чтит своих обычаев и традиций». Именно традиции - своеобразный мостик между нашим прошлым и будущим. И сегодня важно сохранять те очаги культурной жизни, которые ещё живы у народа.

2015 год, по указу президента Российской Федерации В.В. Путина, стал Годом литературы, поэтому и мы в своих исследованиях решили обратиться к печатному слову.

Идея проекта возникла на уроках литературного чтения, во время знакомства с жанрами устного народного фольклора. Если фольклор - ларец народной мудрости, значит, фольклорные жанры могут стать источником наших знаний о культуре и традициях русского народа? Мы решили узнать ответ на этот проблемный вопрос через исследование текстов русских народных сказок. Так появилась тема нашего будущего проекта: «Проявление народной культуры в русских народных сказках»

Великий русский писатель А.Н. Толстой так писал: «Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается нами тысячелетняя история народа»

 

Цель нашего проекта:

·                   выяснить, какую информацию о быте и обычаях наших предков можно узнать, читая народные сказки и поделиться полученными знаниями с другими учащимися.

Задачи проекта:

·                    « узнать, как можно больше, о культуре и традициях нашего народа, читая русские народные сказки; в учиться работать с текстом, как источником информации;

·                   научиться структурировать полученные знания;

·                   развивать читательский интерес к сказкам, как жанру устного народного творчества.

II.   Описание проекта

1 .Подготовительный этап

Задачи подготовительного этапа:

Ø  определить тему, цель и задачи проекта;

Ø  сформулировать проблемный вопрос;

Ø  составить план реализации проекта.

На вводном занятии ученики класса с помощью нашего учителя Корневой Т.В. сформулировали тему, цель и задачи проекта, определили необходимые для исследования гипотезы информационные ресурсы, наметили следующие направления исследования:

-Кто где живёт?

-Как в сказках одеваются?

-Как трудились в старину?

-Устаревшие слова в текстах русских народных сказок.

В исследовательской работе приняли все учащиеся нашего класса, разделившись на инициативные группы.

    2. Основной этап проекта

Задачи основного этапа проекта: 

Ø исследовать тему проекта по выбранным направлениям;

Ø структурировать полученные знания.

Исследовательские группы приступили к основному этапу реализации проекта: поисково-исследовательской работе по выбранным направлениям. Книги для самостоятельного чтения брали в школьной и городской библиотеках, искали на собственных книжных полках. В процессе чтения составляли карты исследователя. На основной этап был отведён месяц работы.

3.Заключительный этап проекта

Задачи заключительного этапа проекта:

Ø  обобщить и оформить собранную информацию;

Ø поделиться, полученными в ходе проекта знаниями, с другими учащимися.

На заключительном этапе мы хотели увидеть следующие ожидаемые результаты:

-создать презентацию по теме «Проявление народной культуры в русских народных сказках»;

-организовать выставку рисунков «Мои любимые сказки»;

-оформить кроссворды по теме: «Предметы быта в русских народных сказках»; -издать макет словаря - справочника устаревших слов.

III.               Заключение

Результатами нашей совместной работы над проектом стали:

·        все учащиеся нашего класса записались в школьную библиотеку;

·        раздаточный и справочный материал в виде составленных кроссвордов и макета словаря-справочника устаревших слов по теме проекта;

·                   выставка иллюстраций к прочитанным сказкам;

·        полученные в ходе исследования знания, нашли применение на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка и изобразительного искусства;

·        презентация на тему «Проявление народной культуры в русских народных сказках», с которой мы выступили на городском семинаре «Реализация внеурочной деятельности ФГОС средствами музейной педагогики в условиях массовой школы»

 Работа над выбранной темой нами не закончена. В дальнейшем мы планируем:

-         пополнять словарь устаревших слов новыми терминами;

                        -продолжить чтение народных сказок, знакомясь с культурой        других народов, населяющих нашу страну;

-         поставить кукольный спектакль по русской народной сказке «Заюшкина избушка» и показать его ученикам первых классов с целью развития интереса к этому жанру устного народного творчества в нашей школе.

В результате работы над темой проекта нами был сделан следующие выводы: народные сказки мы любим не только за их занимательный сюжет. Это самая настоящая энциклопедия русской жизни, из которой мы, действительно, можем узнать многое о жизни наших предков. Для этого надо учиться читать и понимать народную сказку. «Все сказки оказываются правдой, если умеешь

их читать...».

«В сказках видна и душа народа русского и мудрость. Они - богатство наше»,

- писал великий русский поэт В. А. Жуковский.

I. Список используемой литературы.

■      «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» -русская народная сказка;

■      «Гуси-лебеди» - русская народная сказка;

■      «Дочь и падчерица» - русская народная сказка;

■       «Ленивая и Радивая»- русская народная сказка;

■      «По щучьему велению» - русская народная сказка;

■       «Мужицкий кафтан» - русская народная сказка;

■      «Как Лыга перехитрил Попа» - русская народная сказка;

■      «Чудесные лапоточки» -русская народная сказка;

■      «Умный Работник» - русская народная сказка;

■      «Зимовье» - русская народная сказка;

■      «Смоленой бычок» - русская народная сказка;

■      «Сивка-Бурка» -русская народная сказка;

■      «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» - русская народная сказка;

■      «Лисичка - сестричка и волк» - русская народная сказка;

■      «Петушок и жерновца» - русская народная сказка;

■      «Машенька и Медведь» - русская народная сказка;

■      «Хаврошечка» - русская народная сказка;

■      «Иван Быкович» - русская народная сказка;

■      Сборник «Устаревшие слова, употребляемые в русских народных сказках» автор: Золотарёв Д.А.;

■      «Краткий словарь диалектных и устаревших слов» автор: Н. Криничная;

■      «Толковый словарь живого великорусского языка» автор:

■      В, И.Даль;

■      «Толковый словарь» под редакцией С.И. Ожегова;

 

                                      ПРИЛОЖЕНИЕ

 

КАРТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ПЕРВОМУ ПРОБЛЕМНОМУ ВОПРОСУ

Проблемный вопрос: «Где в сказках живут?»

Объект исследования: тексты русских народных сказок.

Исследование проводила учащиеся 3 «б» класса МАОУ СОШ №3

Пстыга Даша.

Цель исследования: найти в текстах русских народных сказок сведения об устройстве жилища и предметов быта русского народа.

п/п

Название сказки

Цитата

Историческая

справка.

1.

«Зимовье»

« Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвна, натаскали столбов, щепы надрали, кирпичей из глины наделали, моху натаскали. Стали избу рубить...»

«избу рубить» - строили избы с помощью топора.

2.

«Смоляной

бычок»

«Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Танюшка, Сидели они один раз у своего дома на завалинке...»

завалинка - невысокая насыпь из земли вокруг стен избы.

3.

«Серебряное блюдечко и наливное яблочко»

«Машенька с утра до вечера вся в работе: и грядки полет, и лучину колет...»

лучина - щепа, используемая для освещения крестьянской избы.

4.

«Волшебное

колечко»

«Входят они в горницу. А там стол стоит, самовар на столе и всякое-то, всякое угощение разложено...»

горница - чистая половина крестьянской избы.

5.

«Сивка -Бурка»

«Иван-дурак, был так себе - любил на печи сидеть, да на полатях спать...»

полати -лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью; деревянные настилы, сооружаемые под потолком. На полатях можно спать, т.к. печь долго сохраняет тепло.

6.

«Лисичка со скалочкой»

«Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

-У нас и без тебя тесно.

-Да я не потесню вас: сама лягу на лавку, хвостик под лавку, скалочку под печку...»

лавка - широкая доска для сидения и лежания, укреплённая неподвижно вдоль стены.

 

ВЫВОД: изба - место жительства героев русских народных сказок. Изба это деревянный бревенчатый дом, построенный с помощью топора, расположенный в сельской местности, окружённый лесами. Сказка не только точно называет жилище своих героев (изба, терем), но и даёт его описание, которое точно может рассказать о быте и образе жизни народа.

Важно в сказке описание внутреннего устройства жилища. В русских сказках сидят на лавках, спят на полатях и печи, добро прячут в сундуках. В русском доме обязательно есть «красный угол». Сказка о нём никогда не забывает.

Текст сказок - это уникальный материал для изучения быта русского народа.

КАРТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ВТОРОМУ ПРОБЛЕМНОМУ ВОПРОСУ

Проблемный вопрос: «Как в сказках одеваются

Объект исследования: тексты русских народных сказок.

Исследование проводил учащийся 3 «б» класса МАОУ СОШ №3

Рознов Ваня.

Цель исследования: с помощью русских народных сказок познакомиться с элементами русского народного костюма.

 

п/п

Название сказки

Цитата

Историческая

справка.

1.

«Серебряное блюдечко и наливное яблочко»

«У старших дочерей сарафаны пёстрые, каблучки на сапожках точёные, бусы золочёные. А у Машеньки сарафан тёмненький, лапоточки старенькие, вся краса Маши- русая коса...»

сарафан - традиционная женская одежда.

2.

«Серебряное блюдечко и наливное яблочко»

«Одной дочери привёз шёлку синего, другой - бархата алого. Обрадовались дочери и кинулись себе сарафаны шить...»

лён, бархат, шёлк, суконка - распространённые в старину ткани.

3.

«Гуси-лебеди»

«Дочка! Дочка! Привезём мы тебе с ярмарки шёлковый платочек на голову, да сарафан сдутыми пуговками...»

ярмарка - место ежегодной сезонной торговли,

народных гуляний.

4.

«Дочь и падчерица»

« Вот ворота заскрипели, кони на двор вбежали, а дочка с отцом на возу сидят. Полон воз добра...»

воз - телега с поклажей, добро-личные вещи.

5.

«Ленивая и Радивая»

«В шкатулке и душегрея парчовая, соболями отороченная, и сарафан атласный, и башмачки с серебряными пряжками, и жемчуг скатный, и кошелёк с золотом...»

душегрейка - тёплая кофта без рукавов, обычно на вате или меху. Часть старинного русского костюма.

6.

«По щучьему велению»

«Емеля! Тебе царь красный кафтан подарит, шапку, сапоги сафьяновые...»

сафьян - цветная кожа.

7.

«Мужицкий

кафтан»

«Замечательный кафтан был у мужика, тёплый волшебный...»

кафтан -

старинная русская мужская долгополая верхняя одежда.

8.

«Как Лыга

перехитрил

Попа»

«Вот идёт он, обул лапти, зипун долгий, шапку большую...»

зипун - старинная русская одежда в виде кафтана.

9.

«Чудесные

лапоточки»

«Я себе лапти сплёл. Не простые они, чудесные. Обуюсь в них - ноги у мен сами бегут...»

лапти - плетёная обувь из лыка и бересты.

10.

«Умный

Работник»

« После того завернулся в тёплый дорожный тулуп и улёгся спать...»

тулуп - долгополая меховая шуба.

ВЫВОД: «Как одеваются люди в старину?»,- ответ на этот вопрос я нашёл в русских народных сказках. Оказывается, в сказках об этом говориться очень много. Одежду называли добром. Хранили «добро» в сундуках. На Руси любили носить яркие одежды. Чаще всего белого, синего, красного цвета.

Девушки в старину носили длинные косы, головы покрывали платками. Основной вид одежды - сарафан. Молодые женщины носили «красные» сарафаны, пожилые - «синие» и «чёрные». Под сарафан одевали рубаху изо льна, а более дорогие шились из шёлка. Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрея шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи.

Мужской русский национальный костюм отличался меньшим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из рубахи, как правило, косоворотки украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом. Зимой крестьяне ходили в длинных шубах - тулупах из овчины или зайца, а знать - из куницы и соболя. Шуба носилась мехом вниз, сверху покрывалась сукном, бархатом или парчой. На голове - шапка. У простонародья - из войлока. У людей богатых - из сукна и бархата.

Бедные крестьяне ходили в лаптях, зажиточные - могли позволить дорогие сафьяновые сапоги.

Всю одежду изготовляли своими руками: кружево плели, ткани ткали, платья шили.

Читая сказки, я смог представить внешний облик людей, живших несколько веков назад, познакомиться с элементами русского народного костюма.

КАРТА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ТРЕТЬЕМУ ПРОБЛЕМНОМУ ВОПРОСУ

Проблемный вопрос: «Как в сказках трудились?»

Объект исследования: русские народные сказки.

Исследование вели: учащиеся 3 «б» класса МАОУ СОШ N3 Соболев Андрей и Соболева Ариадна.

п/п

Название сказки

Цитата

Историческая

справка.

1.

«Иван -

крестьянский сын и Чудо-Юдо»

«Жили они - не ленились, с утра до ночи трудились. Пашню пахали, да хлеб засевали...»

 

2.

«Серебряное блюдечко и наливное яблочко»

«Старшие сёстры - ленивицы, белоручки, а Машенька с утра до вечера на работе: и дома, и в огороде, и в поле. И грядки полет, и лучину колет, коровушку доит, уточек кормит...»

 

3.

«Лисичка-сестричка и волк»

 

 

 

 

«Жили себе дед да баба,

Дед и говорит: «Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбою. Наловил рыбы и

везёт целый воз...»

 

4.

«Волшебное

колечко»

«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был старик со старухой и был у них сын Мартынка, Всю жизнь свою занимался старик охотой, бил зверя и птицу, тем и сам кормился, и семью кормил...»

 

5.

«Петушок и жерновцы»

«Жил да был себе старик со старухою, бедные- бедные! Хлеба-то у них не было. Вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой и начали есть...»

Из желудей в голодные

неурожайные годы мололи муку и пекли лепёшки

 

6.

 

«Машенька и Медведь»

 

«Жили-были дедушка и бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку...»

 

На Руси крестьяне занимались собирательством: собирали в лесах ягоды, орехи, грибы, травы, коренья, дикий мёд.

7.

«Хаврошечка»

«Задаст, бывало, тётка Крошечке-Хаврошечке напрясть, наткать, набелить полотна...»

Самыми

распространёнными тканями были льняные. Лён широко выращивали по всей территории страны. В конце лета его скашивали, вымачивали в воде, потом сушили и сильно толкли, чтобы лён стал мягким. Потом льняные волокна чесали и с помощью прялки и веретена скручивали нитки, сматывая их в клубки. Готовые нити использовали для ткацких станков.

 

8.

«Иван Быкович»

«На заре пришли рыбаки на тихий пруд, закинули сети, и на их счастье попался им златопёрый ёрш...»

 

9.

«Василиса

Прекрасная»

«Мачеха раздала всем троим девушкам вечерние работы: одну заставила кружева плести, другую - чулки вязать, а Василису- прясть.,.»

 

10.

«Кулик»

«Умные поехали землю копать, посеяли на этой земле горох, а когда горох поспел, послали дурака караулить...»

 

 

ВЫВОД: чтобы прокормить большую семью, крестьянину приходилось много трудиться и дома, и в огороде, и в поле. Мужчины занимались своей работой: пахали землю, рубили дрова, ловили рыбу, охотились. Женщины вели домашнее хозяйство, помогали мужчинам в поле, воспитывали детей. Дети с малых лет помогали родителям: скот пасли, за младшими приглядывали. Одним из видов занятий было собирательство. В лесах собирали дикий мёд, орехи, грибы, ягоды, жёлуди, из которых в голодные и неурожайные годы делали муку и пекли лепёшки.

ЧЕТВЁРТАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КАРТА

Гипотеза: в русских народных сказках встречаются устаревшие слова. Знакомясь с этими словами, мы можем узнать язык наших предков, через них передаётся языковая культура славян.

Цель исследования: познакомиться со значениями устаревших слов, которые встречаются в русских народных сказках.

Объект исследования: русские народные сказки.

 

Исследования проводил учащийся 3 «б» класса МАОУ СОШ N23

Пальчак Тимофей.

 

Кроссворд

на тему "Русские народные сказки"

По горизонтали

1.      "Как-то раз пошла старшая сестра по воду и уронила ..." ( из сказки "Про Ленивую и Радивую»)

2.      "Он сел на ... , руки, ноги раскинул и не пролезает в печь" (из сказки "Терешечка").

3.      "И сказал Кощей: "Моя смерть в ящике под дубом, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в яйце ..." (из сказки "Кащей Бессмертный").

4.      "Бегут на речку мужики, кто с топором, а кто с ..." (из сказки "Лиса и Волк").

5.      "Сходи-ка ты в лес, выруби дерево, сделаем новую ... да ручку к ножу"

(из сказки "Самое дорогое").

6.      "Несу ... на плечах, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!" (из сказки "Лиса и заяц").

7.       По вертикали

1.      "Взяла ..., подмела избу, прибрала, печь затопила" (из сказки «Про Ленивую и Радивую»)

2.      "На ровном месте, как на ..., от всех дорог в стороне, в глухой деревушке жили старик со старушкой" (из сказки "Самое дорогое").

3.      "Тут он приметил под лавкой..." (из сказки "Каша из топора").

4.      "Легла лиса на лавочку, хвостик под лавочку, ... под печку" (из сказки "Лисичка со скалочкой").

5.       "Старик схватил кочергу, старуха ... и давай бить волка" (из сказки "Мальчик с пальчик").

6.      "Мельник оставил в наследство трем своим сыновьям только кота, петуха и ..."

Категория: Мои файлы | Добавил: Viktar1nka
Просмотров: 823 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar