Главная » Статьи » Статьи.

Круглый стол "Никто, кроме нас!" (27.02.2014 г.)

Музеи являются хранителями человеческой памяти. Они -  как институты культуры - собирают, хранят, пропагандируют историко-культурное наследие, воспитывают чувства патриотизма и любви к Родине.

     Школьный музей – особая образовательная среда,  одна из  форм работы по развитию творческой деятельности и социальной активности учащихся.  Музей  выполняет  воспитательную  и  научно-познавательную функции. В залах музея   собирается обширная информация о далеком прошлом и современной жизни общества.  Эта информация способствует  формированию самосознания подрастающего поколения. Школьник получает возможность правильно ориентироваться в историческом и культурном пространстве.

      Школьный музей сегодня – интерактивная площадка для семинаров,  научно – практических конференций, круглых столов, всевозможных конкурсов. В музее, как правило, проводятся  уроки мужества, патриотические акции, регулярно общаются юные краеведы. При школьном музее можно организовывать различные кружки и клубы по интересам.

    Каждый человек, а ребенок в первую очередь,  своего рода первооткрыватель. Он идет к старым как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого своя малая родина, дорогой сердцу уголок, отчий дом, памятные места. Поэтому очень важно прививать детям любовь к родному краю, поэтому очень важно знать историю своего Отечества, города, школы, семьи…

    «…Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия,  в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности…», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

      Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс через разные формы деятельности, связан с преподаванием учебных дисциплин и дополнительным образованием учащихся. Школьники овладевают навыками поисковой, исследовательской деятельности, осваивают азы архивной работы, учатся брать интервью, оформлять фото – аудио – и видеотекиУ ребят  вырабатывается чувство ответственности за порученное дело. Ценность каждого экспоната в музее состоит  в том, что он знакомит ребенка с конкретным событием, страницей истории.

  Такой реликвией может стать простое письмецо из далекого военного времени, написанное в перерывах между боями простым карандашом, открытка с видами чужого незнакомого города, старая пожелтевшая от времени  фотография, карта, даже букетик засохших полевых цветов…

      Музей «Наследие» школы № 3  открыт всего несколько лет назад. В феврале 2012 проведена паспортизация музея, однако, активная работа, связанная с гражданско-патриотическим воспитанием и социализацией подрастающего поколения,  ведется здесь в полную силу. Многие городские мероприятия проводятся именно в стенах этого музея.

    Особое внимание уделяется  изучению родного края. Юные краеведы, работая в музее, узнают много нового и интересного о своем родном городе, микрорайоне, о нашем Подмосковье.  Ребята готовят исследовательские проекты для участия в краеведческих конференциях. Проекты победителей муниципального этапа  неоднократно занимали призовые места  в зональных, областных и республиканских краеведческих конференциях учащихся «Отечество». Нашему городу есть чем гордиться – здесь живут одаренные дети.

 Школьный музей «Наследие» тесно сотрудничает с общественными организациями и средствами массовой информации. Совет ветеранов Великой Отечественной войны, городское отделение ВООО «Боевое братство»,  городское отделение бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей,  общество блокадников Ленинграда, библиотеки, краеведческий музей и другие общественные организации помогают школьным музеям вести воспитательную работу среди молодежи и подростков. Они частые гости в стенах наших школ.

Занятия в музее 

- позволяют ребенку по-новому взглянуть на окружающий его мир, переоценить свои позиции и взгляды на элементарные, казалось бы, вещи;

- у детей  формируется художественное восприятие действительности, способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием;

- развивается  способность к эстетическому созерцанию, пониманию, сопереживанию;

- формируется  уважение к другим культурам, готовность принимать систему иных ценностей.

    Отличительные черты музейной педагогики - неформальность и добровольность, возможность максимально реализовать свои способности. Обучение  осуществляется  в форме познавательных экскурсий, увлекательных занятий, музейных уроков.

    Ребята  с  желанием посещают   «Школу музейных наук», которая действует в нашем образовательном учреждении вот уже третий год.  Выслушивая отзывы ребят о  деятельности  музея «Наследие», мы неоднократно убеждалась, что музейная педагогика в школе просто необходима.

  В ходе музейных занятий педагог исполняет  роль «проводника» в мир необыкновенных вещей. Знакомство  ребят с этим миром происходит  ненавязчиво, каждый ребенок находит для себя интересное занятие, позволяющее раскрыть его способности.

Музейная педагогика дает возможность:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию и воспитанию подрастающего поколения, основанный на заинтересованности  детей в творческой, исследовательской и проектной деятельности;

- сочетать положительное эмоциональное  воздействие на учеников и  их нераскрытые интеллектуальные способности;

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

-  попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ученику,  а учителю объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

- организовать интересные  уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, проектную, исследовательскую –  любую иную творческую деятельность в  школе.

На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами:

- что же такое музейный экспонат,  каковы его свойства;

- какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;

- в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени;

- чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком;

- как объяснить понятия: «исторический памятник», «культурное или природное  наследие», в чем оно выражается?

 Игровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но и вызывает большой интерес у ребенка.

     В последние два-три года значительно расширилось направление деятельности музея.  Успешно реализуются долгосрочные целевые проекты такие как: «Народные промыслы Подмосковья», «История Новогодней игрушки», «История русской народной игрушки», «Традиции и обряды русского народа», «Кухни народов России», « Юный путешественник», «Русская изба», «Клуб интернациональной дружбы» и другие.  В связи с расширением деятельности музея, как городского ресурсного центра, укрепилась связь администрации, учителей, учеников и родительской общественности. Родители вместе со своими детьми  принимают участие в городских практических семинарах, проводят мастер-классы совместно с учителями, отправляются в познавательные поездки и готовят презентации творческих работ.

 

Основные принципы музейной педагогики:

  - тесная органическая связь образования и культуры;

  - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их особых  личных интересов

   и   наклонностей;

  -  обязательно личностно ориентированный характер деятельности;

  -  конечно же, гуманистическая направленность и педагогическая целесообразность.

     Реализация этих принципов  посредством музейной педагогики позволила объединять школьное    образование и комплексное воспитание   в единое пространство. 

     

 

Комплексный музей «Наследие», являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором воспитательной деятельности, связующей нитью между образовательным Учреждением – МАОУ СОШ № 3 -   другими образовательными и общественными организациями городского округа Железнодорожный.

 

        Руководитель музея «Наследие»                                                       О. C.  Корячкина

 

фото 



Источник: http://pav3s.ucoz.ru/index/kompleksnyj_muzej_quot_nasledie_quot/0-42
Категория: Статьи. | Добавил: Viktar1nka (29.10.2015)
Просмотров: 297 | Теги: школа, Музей, Наследие, проекты., железнодорожный, музейная педагогика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar