Главная » Статьи » Статьи. |
Музеи являются хранителями человеческой памяти. Они - как институты культуры - собирают, хранят, пропагандируют историко-культурное наследие, воспитывают чувства патриотизма и любви к Родине. Школьный музей – особая образовательная среда, одна из форм работы по развитию творческой деятельности и социальной активности учащихся. Музей выполняет воспитательную и научно-познавательную функции. В залах музея собирается обширная информация о далеком прошлом и современной жизни общества. Эта информация способствует формированию самосознания подрастающего поколения. Школьник получает возможность правильно ориентироваться в историческом и культурном пространстве. Школьный музей сегодня – интерактивная площадка для семинаров, научно – практических конференций, круглых столов, всевозможных конкурсов. В музее, как правило, проводятся уроки мужества, патриотические акции, регулярно общаются юные краеведы. При школьном музее можно организовывать различные кружки и клубы по интересам. Каждый человек, а ребенок в первую очередь, своего рода первооткрыватель. Он идет к старым как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого своя малая родина, дорогой сердцу уголок, отчий дом, памятные места. Поэтому очень важно прививать детям любовь к родному краю, поэтому очень важно знать историю своего Отечества, города, школы, семьи… «…Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности…», - говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс через разные формы деятельности, связан с преподаванием учебных дисциплин и дополнительным образованием учащихся. Школьники овладевают навыками поисковой, исследовательской деятельности, осваивают азы архивной работы, учатся брать интервью, оформлять фото – аудио – и видеотеки. У ребят вырабатывается чувство ответственности за порученное дело. Ценность каждого экспоната в музее состоит в том, что он знакомит ребенка с конкретным событием, страницей истории. Такой реликвией может стать простое письмецо из далекого военного времени, написанное в перерывах между боями простым карандашом, открытка с видами чужого незнакомого города, старая пожелтевшая от времени фотография, карта, даже букетик засохших полевых цветов… Музей «Наследие» школы № 3 открыт всего несколько лет назад. В феврале 2012 проведена паспортизация музея, однако, активная работа, связанная с гражданско-патриотическим воспитанием и социализацией подрастающего поколения, ведется здесь в полную силу. Многие городские мероприятия проводятся именно в стенах этого музея. Особое внимание уделяется изучению родного края. Юные краеведы, работая в музее, узнают много нового и интересного о своем родном городе, микрорайоне, о нашем Подмосковье. Ребята готовят исследовательские проекты для участия в краеведческих конференциях. Проекты победителей муниципального этапа неоднократно занимали призовые места в зональных, областных и республиканских краеведческих конференциях учащихся «Отечество». Нашему городу есть чем гордиться – здесь живут одаренные дети. Школьный музей «Наследие» тесно сотрудничает с общественными организациями и средствами массовой информации. Совет ветеранов Великой Отечественной войны, городское отделение ВООО «Боевое братство», городское отделение бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, общество блокадников Ленинграда, библиотеки, краеведческий музей и другие общественные организации помогают школьным музеям вести воспитательную работу среди молодежи и подростков. Они частые гости в стенах наших школ. Занятия в музее - позволяют ребенку по-новому взглянуть на окружающий его мир, переоценить свои позиции и взгляды на элементарные, казалось бы, вещи; - у детей формируется художественное восприятие действительности, способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием; - развивается способность к эстетическому созерцанию, пониманию, сопереживанию; - формируется уважение к другим культурам, готовность принимать систему иных ценностей. Отличительные черты музейной педагогики - неформальность и добровольность, возможность максимально реализовать свои способности. Обучение осуществляется в форме познавательных экскурсий, увлекательных занятий, музейных уроков. Ребята с желанием посещают «Школу музейных наук», которая действует в нашем образовательном учреждении вот уже третий год. Выслушивая отзывы ребят о деятельности музея «Наследие», мы неоднократно убеждалась, что музейная педагогика в школе просто необходима. В ходе музейных занятий педагог исполняет роль «проводника» в мир необыкновенных вещей. Знакомство ребят с этим миром происходит ненавязчиво, каждый ребенок находит для себя интересное занятие, позволяющее раскрыть его способности. Музейная педагогика дает возможность: - осуществлять нетрадиционный подход к образованию и воспитанию подрастающего поколения, основанный на заинтересованности детей в творческой, исследовательской и проектной деятельности; - сочетать положительное эмоциональное воздействие на учеников и их нераскрытые интеллектуальные способности; - раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; - попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ученику, а учителю объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; - организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, проектную, исследовательскую – любую иную творческую деятельность в школе. На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами: - что же такое музейный экспонат, каковы его свойства; - какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета; - в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени; - чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком; - как объяснить понятия: «исторический памятник», «культурное или природное наследие», в чем оно выражается? Игровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но и вызывает большой интерес у ребенка. В последние два-три года значительно расширилось направление деятельности музея. Успешно реализуются долгосрочные целевые проекты такие как: «Народные промыслы Подмосковья», «История Новогодней игрушки», «История русской народной игрушки», «Традиции и обряды русского народа», «Кухни народов России», « Юный путешественник», «Русская изба», «Клуб интернациональной дружбы» и другие. В связи с расширением деятельности музея, как городского ресурсного центра, укрепилась связь администрации, учителей, учеников и родительской общественности. Родители вместе со своими детьми принимают участие в городских практических семинарах, проводят мастер-классы совместно с учителями, отправляются в познавательные поездки и готовят презентации творческих работ.
Основные принципы музейной педагогики: - тесная органическая связь образования и культуры; - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их особых личных интересов и наклонностей; - обязательно личностно ориентированный характер деятельности; - конечно же, гуманистическая направленность и педагогическая целесообразность. Реализация этих принципов посредством музейной педагогики позволила объединять школьное образование и комплексное воспитание в единое пространство.
Комплексный музей «Наследие», являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором воспитательной деятельности, связующей нитью между образовательным Учреждением – МАОУ СОШ № 3 - другими образовательными и общественными организациями городского округа Железнодорожный.
Руководитель музея «Наследие» О. C. Корячкина
Источник: http://pav3s.ucoz.ru/index/kompleksnyj_muzej_quot_nasledie_quot/0-42 | |
Просмотров: 297 | | |
Всего комментариев: 0 | |