Главная » Статьи » Методическая копилка » Методические рекомендации

Методические рекомендации для подготовки исследовательской работы.

Комитет по образованию Администрации городского округа Железнодорожный

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №3

 

Городской Ресурсный Центр по направлению

«Патриотическое воспитание подрастающего поколения городского округа Железнодорожный средствами музейной педагогики».

 

 

Рассмотрено

на заседании методического совета

ГМО руководителей школьных музеев

Протокол № __ от __________   2013 г.

 

 

 

Методические рекомендации для подготовки исследовательской работы.

 

Алгоритм  работы над научно-исследовательской проблемой:

 

  1. Постановка проблемы;
  2. Формулирование темы исследования;
  3. Определение объекта и предмета исследования;
  4. Сбор информации по изучаемой проблеме;
  5. Наблюдение и изучение фактов и явлений;
  6. Предварительный анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
  7. Разработка концепции и планирование исследования;
  8. Подбор методов и методик, осуществление методов и методик, осуществление исследования;
  9.  Выдвижение и формулировка гипотез;
  10.  Построение плана исследования;
  11.  проведение исследования;
  12.  Обработка полученных данных;
  13.  Анализ и обобщение полученных результатов;
  14.  Проверка исходных гипотез на основе полученных данных;
  15.  Окончательное формулирование выводов;
  16.  Практические выводы о возможности  и необходимости применения полученных результатов;
  17.  Теоретическая значимость;
  18.  Письменное оформление  материала;
  19.  Представление работы на рецензирование;
  20.  Исправление и доработка исследование после рецензирования;
  21. Представление к защите;
  22.  Защита исследовательской работы.

 

Виды научно-исследовательской деятельности.

 

  1. Проблемно-реферативный вид основан на сопоставлении данных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
  2. Аналитико-систематизирующий вид основан на наблюдении, фиксации, анализе, синтезе, качественных и количественных показателей, процессов и явлений;
  3. Художественно-графические работы – рисунки, картины, резьба по дереву, кости;
  4. Техническое творчество – макеты, игры, модели, другое;
  5.  Информационно-реферативные работы – пишутся с целью наиболее полного освещения какой-либо темы;
  6.  Экспериментально-иллюстрационные работы – описание научного эксперимента, имеющего известный результат (выращивание кристалла соли, например);

 

  1. Описательно-натуралистические работы – выполняются в виде наблюдения и качественного описания какого-либо явления;
  2. Исследовательские творческие работы – выполняются с помощью корректной научной методики -  имеют экспериментальный материал. На его основании делается обобщение и выводы о характере объекта или явления.

 

Каждое исследование начинается с выявления актуальности!

Актуальность исследовательской работы выявляется из существующих противоречий.

 

Цели исследовательской деятельности формируются кратко, одним – двумя предложениями, затем детализируются в задачах исследования. Используются глаголы и глагольные формы: доказать, обосновать, разработать и т.п.

     При формулировании задач  целесообразно применять глаголы: проанализировать, описать, выявить, установить, определить и т.п. Оптимальное количество задач – от трех до пяти.

 

     В заключении исследовательской работы авторы перечисляют результаты, полученные в ходе выполнения работы и формулируют выводы. Результаты должны находиться в логической связи с за틂ачами исследования, а выводы – с целью исследования.

Если задачи исследования содержат глаголы проанализировать, описать, установить, то результаты должны содержать:  в ходе данного исследования проведен анализ…, выявлено …, обосновано…, установлено…

 

  Наиболее часто используемые методы и методики исследования: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы: анализ, синтез, аналогия, моделирование;

Эмпирические методы: изучение литературных источников, документов, фото-кино документов; опрос, наблюдение, анкетирование, мониторинг, видео и звукозапись, хронометраж и т.д.

 

Пример:

Метод: наблюдение;

Методика: видео и звукозапись.

 

Новизна исследовательской работы выражается глаголами:  разработаны, раскрыты, выявлены впервые, установлены, описаны и т.д.

 

Теоретическая значимость (например): получены выводы, касающиеся теоретической части данного исследования.

Типы работ, представляемых на Конкурс.

 

  1. Работа – доклад, статья, в которой материал можно изложить  полно.  Кроме презентации работы,  неплохо иметь стендовый материал – фото, схемы, диаграммы, др.
  2. Тезисы – 1-2 страницы текста, в которых материал излагается сжато, кратко, за счет удаления списка литературы, сокращения раздела «введение» и описания методики исследования. Методику исследования исключаем не полностью, оставляем специфический метод исследования.
  3. Аннотация – резюме, собственно материал не приводится, показываются основные данные о работе и краткие выводы от третьего лица, в трех-пяти предложениях. Например, в работе о том-то, автор добился того-то, выявил то-то.
  4. Работа должна быть написана научным языком. Не допускаются вкрапления литературного, публицистического, официально-делового и разговорного стилей.
  5. В работе учащегося, как правило, имеет место определенный вклад научного руководителя. Работа пишется в соавторстве, поэтому рекомендуется применять местоимение «мы», а не «я».
  6. Раздражающим будет наукообразный способ изложения материала, когда работа перегружена терминологией.
  7. Особое внимание следует уделять оформлению исследования.
  8. Приветствуется опубликование работы, статьи, доклада в СМИ, хорошо, если с фото.
  9. Фотографии должны быть обязательно аннотированы:

- когда и кем сделана фотография;

- что конкретно изображено на снимке;

- что изображено слева, справа, внизу, вверху, под ногами, в руках, на переднем фоне (плане), другое;

- что на обороте, есть ли подписи, печати и т.п.;

          Например:  на фотографии изображено духовенство церкви. В центре стоит батюшка, слева от него матушка. В руках у нее ридикюль, не все могли в то время иметь такой предмет. Справа от батюшки молодой человек, одетый в цивильное платье. Кто он, выяснить не удалось. Снимок сделан на фоне бревенчатой избы. На траве под ногами у изображенной на снимке группы видны капли росы. На заднем плане видны хозяйственные постройки. На оборотной стороне фотографии подпись: «на память родным». Кто оставил подпись на фотографии, выяснить не удалось.

Если фотография сделана автором, то следует оформить ее согласно требованиям. Например,

На фото изображен Иван Андреевич Кравченко – ветеран Великой Отечественной войны, участник битвы за Сталинград. Он ведет беседу с учениками средней школы № 3 мкр. Павлино. Иван Андреевич сидит на стуле за столом. Перед ним экспонаты школьного музея: солдатская каска, фрагменты оружия, гильзы  снарядов. Фотография сделана светлым солнечным днем. Вся группа хорошо освещена. На лицах детей видны солнечные блики. На заднем плане фото экспозиция школьного музея «Наследие».

(Автор съемки Арсеньев Дмитрий, ученик 7-б класса МАОУ СОШ № 3).

 

Содержательная часть работы.

 

     Особое внимание следует уделять содержательной части исследовательской работы. Как правило, она состоит из нескольких глав. В первой главе расписывается теоретическая часть исследования, во второй – собственно исследование – практическая часть.

     Первая глава строится на основе анализа научной литературы и других общедоступных источников. Здесь следует упомянуть о том, что и где рассказывается по данной теме. При напис圯нии первой главы необходимо учитывать, что авторами основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературных источниках, критически проанализированы и сделаны соответствующие выводы.

     В процессе обобщения материала необходимо:

- определить, уточнить, используемые в работе термины и понятия, дать их доступное толкование;

- выяснить, что известно по данному вопросу в науке, что доказано, но не достаточно полно и точно;

- перечислить факторы, условия, этапы, изучаемого явления;

- целесообразно каждый раздел завершать выводами, резюме.

     Обобщение материала послужит логическим переходом к следующей – практической главе. Во второй главе, имеющей опытно-практическое значение, экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и методик. Приводятся сведения о процедуре исследования, ее этапах. Здесь приводятся результаты наблюдений, данные статистики, уточняются данные и результаты.

Результаты исследования сводятся в таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше поместить в приложениях. В работе  привести основные, наиболее важные данные и сослаться на приложение.

     Анализ экспериментальных данных завершается выводами.

 

Выводы

 

- должны являться следствием данного исследования и не требовать дополнительных доказательств;

- должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;

- не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств;

 

 

Заключение

- представляет собой краткий обзор выполненной работы;

- предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проведенного исследования;

Важно указать, в чем заключается главный смысл, какие побочные результаты получены. Можно написать рекомендации, где можно использовать данную работу.

 

Список литературы.

В список заносятся все использованные в работе литературные и иные источники. Но в работе обязательно должны быть ссылки на эти источники. Не все статьи, справочники, монографии, прочитанные автором, а только те, из которых он черпал сведения для проведения исследования.

     В первой части списка литературных источников перечисляются неопубликованные, архивные документы, воспоминания, интервью, другое. Во второй – сборники документов, мемуары, отдельные публикации. Авторы книг, статей и т.п. перечисляются в алфавитном порядке.

 

Правила оформления библиографических списков.

 

Для книг одного или нескольких авторов указывается ФИО авторов в алфавитном порядке. Затем – название книги без кавычек с заглавной буквы, место издания, издательство, год издания, количество страниц.

 Например:  Пушкин А.С. Метель. М.: Детская литература, 2005. – с. 57.

 

Приложения

Помещаются в конце работы. Здесь размещается весь дополнительный и поясняющий исследования материал, а также объемный первичный материал, таблицы, графики. Можно поместить несколько иллюстраций, фотографий и т.п. Здесь же помещаются анкеты, заполненные опрошенными. По своему содержанию приложения могут быть разноплановыми: справки, анкеты, документы, фотографии, результаты выводов и многое другое непосредственно связанное с исследовательской работой.

 

Требования к оформлению проекта

 

  1. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.
  2. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность ОУ, год и место составления.
  3. Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.
  4. Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце приложён библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.
  5. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.
  6. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.
  7. Если проект заявлен на конкурс, то при оформлении выполняются требования организаторов (заполняется информационная карта, образцы смет, приложений, соблюдается порядок построения разделов проекта согласно положению/аннотации к конкурсу).
  8. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.
  9. Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта. 

10.

Основные разделы текста

 

Если проект представляется для участия в конкурсе, то авторами заполняются формы заявок и информационных карт, запрашиваемых организаторами конкурса.

Организаторами различных конкурсов могут быть предъявлены требования к расположению и названиям основных разделов, что облегчает администрирование конкурсов и оценку, рецензирование проектов.

Наиболее приемлема следующая форма структурирования проектов.

Название проекта - должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.

Организация - исполнитель - название, адрес, телефон, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация - заявитель.

Руководители проекта - фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес, телефон, должность и звание.

География – территория, на которой будет проходить реализация, координаты участников.

Сроки выполнения - если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждой его стадии.

 

Рецензия.

Рецензия – характеристика работы, которую пишет независимый специалист, ознакомившийся с данной работой. Обычно это руководитель учреждения, на базе которого написана исследовательская работа

Рецензия может быть как внутренняя, написанная директором школы, руководителем музея, учителем – предметником, другим специалистом, так и внешняя. Внешняя рецензия пишется директором краеведческого музея, краеведом, специалистом более высоко ранга.

Пример написания рецензии:

РЕЦЕНЗИЯ

на  исследовательскую работу  «название темы исследования»,  выполненная  (ФИО).

Работа содержит разделы (перечислить).

Актуальность или новизна, чем интересна данная работа.

Оценка содержания работы: исследование соответствует целям и задачам, поставленным автором, или не соответствует. Далее кратко описывается структура работы и ее примерное содержание. Что содержится в первой, второй главах. Все сведения можно взять из самой работы подтвердить или опровергнуть данные. Какой бы интересной и полной не была работы, следует отразить ее сильные и слабые стороны. Практическое значение работы, возможность использовать на практике. При описании практической значимости работы, указать, для кого конкретно она имеет значимость.

 Завершить рецензию можно словами:  … автор заслуживает хорошей оценки, его работа интересна, актуальна и т. д. В конце документа пишется: «рецензент», указывается ФИО, должность, звание, место работы.

 

Отзыв.

О работе ученика (конкретные данные) на тему (тема работы, исследования), указываются разделы работы.

1. Краткая характеристика процесса работы, способность ученика организовать процесс исследования, описываются его умения и навыки.

2.  Оценка содержания исследования – краткая  характеристика структуры и содержания основных разделов;

3.  Достоинство работы – выделяются и подчеркиваются положительные результаты;

4. Недостатки работы не должны портить общую значимость, могут быть незначительны;

5. Рекомендуемая оценка, как правило, «Отлично» или «хорошо»;

6. Практическая значимость – где может быть использована работы. Например, на классных часах, уроках мужества и т.п.

В конце отзыва  -  подпись, должность.

 

                                                                                         Руководитель РЦ,

                                                                                                                  учитель истории МАОУ СОШ №3

     Корячкина О.С.

Категория: Методические рекомендации | Добавил: Viktar1nka (05.11.2015)
Просмотров: 336 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar