Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г.о. Железнодорожный, Московской области
СОГЛАСОВАНО : УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №3
г.о. Железнодорожный, МО
Сучкова Ю.А.
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружка «Моя малая Родина»
(уровень - базовый, профильный, углубленный или расширенный)
для детей 6-10 лет
Автор составитель:
Семенова Татьяна Викторовна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №3
г.о.Железнодорожный
2013 год
Пояснительная записка
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
«Моя малая Родина»- программа общеинтелектуальной, общекультурной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – четырехгодичной.
Важнейшей задачей образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, воспитание умения учиться, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития, привить учащимся информационную грамотность) реализуется в процессе всего обучения.
Мы хотим, чтобы ученики на основе собственного приобретенного опыта научились систематизировать, анализировать и использовать полученные знания.
Согласно ФГОС НОО, внеурочная деятельность организуется по различным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Эта программа направленна на общеинтеллектуальное, общекультурное направление развития ребенка.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа должна не только давать ученику систематизированные знания, но и научит его самого находить необходимые сведения о своем крае, прививать соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
«Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности…Он должен быть, в сущности, краеведом» (Н.А. Крупская)
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения. Программа кружка «Моя малая Родина» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 1-4 классов. В основе программы лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края при помощи методов музейной педагогики, на базе музейных экспозиций «Русская изба», «Русский фольклор», «История народной игрушки», «Народные промыслы», «Народные традиции» входящих в школьный музей «Наследие». Внеурочные занятия могут проходить в учебном кабинете, на природе, в музеях различной направленности, в школьной и городских библиотеках.
Актуальность данной программы, направленной на общеинтеллектуальное и общекультурное развитие подрастающего поколения не вызывает сомнений. ФГОС нового поколения требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного и проектно-исследовательского, личностно-ориентированного типа определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального образования.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
В общей направленности:
- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
- выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
В содержании:
- изложение содержания с территориально – хронологических позиций;
- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир;
- пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, улицы, дома;
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона.
В организации:
- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения – лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.
Цель программы – формирование и развитие основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории Московской области.
Задачи программы:
- Формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков;
- Развитие гармоничной личности младшего школьника;
- Воспитание ответственного отношения к истории своей малой Родины;
Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии, расширение и углубление знаний обучающихся о родном крае, его истории.
Образовательные задачи:
v формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
v ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.
Воспитательные задачи:
v развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
v формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
v пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
v формирование толерантности и толерантного поведения;
v укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;
v наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
v изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления памятников истории и культуры.
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Реализовать данные цели и задачи помогут различные формы и методы работы:
- лекции, беседы;
- ролевые, дидактические, имитационные игры;
- творческие задания;
- посещение и проведение экскурсий;
- практические работы;
- создание и пополнение школьной музейной экспозиции;
- самостоятельный поиск материалов и необходимых сведений;
- проектная краеведческая деятельность;
- литературно – музыкальные композиции;
- просмотр и обсуждение видеоматериала;
- выставки декоративно-прикладного искусства;
- праздники, викторины.
Специфика курса такова, что педагог стоит перед выбором педагогических средств реализации содержания программы, учитывающей действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта краеведческой деятельности. Формы и методы работы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, развивать культуру общения.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Планируемый результат:
- более высокий уровень знаний, умений, навыков;
- участие в различных творческих конкурсах;
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- умение пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- проведение экскурсий для школьников.
Контроль:
- систематический анализ творческих работ;
- защита проектов;
- анкетирование педагогов и родителей;
-
Описание места курса в учебном плане
- Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Содержание учебного материала
№
|
тема
|
количество часов
|
содержание
|
|
1 класс
|
33 часа
|
|
1.
|
Что изучает краеведение.
|
2
|
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
|
2
|
Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.
|
2
|
О чём можно узнать, изучая карту. Какие карты могут нам помогать.
|
3
|
История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
|
2
|
|
4
|
Памятники истории и культуры на территории края.
|
4
|
Савинская и Троицкая церковь, имение Троицкое – Кайнарджи , Павлинский парк, фабрики «Савино» и «Керамический завод»
|
5
|
Исторические вехи заселения в прошлом
|
2
|
|
6
|
Земляки, прославившие родной край.
|
2
|
Рябушинский, Румянцев-Задунайский, ……
|
7
|
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о……
|
4
|
Акция: «Подари экспонат музею»
|
8.
|
Железнодорожный на карте области. Наши соседи.
Работа с картой города
|
2
|
Карта области, города. Железнодорожный. Соседи
|
9.
|
День рождения Железнодорожного
Улицы города Железнодорожного
|
4
|
День рождения города. Улицы города Железнодорожного. Географические названия – свидетели прошлого.
|
10.
|
Улицы города Железнодорожного
|
2
|
Улицы города. Викторина
|
11.
|
Достопримечательности города
|
2
|
Улицы. Памятные места
|
12.
|
Железнодорожный – маленькая родина для меня и моей семьи.
Моя школа
|
3
|
Моя семья. Железнодорожный. Моя школа. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
|
13
|
Подведение итогов учебного года, повторение пройденного
|
2
|
|
|
2 класс
|
34 часа
|
|
14.
|
Экскурсия в музей города.
|
2
|
Экскурсия в краеведческий музей. О чём можно узнать в краеведческом музее города.
|
15.
|
Наш край на глобусе и карте. Работа с картой области
|
2
|
Глобус. Карта. Наш край на них.
|
16.
|
Коренные жители края. Занятия. Жилища.
|
2
|
Первые жители. Занятия. Жилища.
|
17.
|
Коренные жители края. Пища. Одежда. Декоративно-прикладное искусство
|
4
|
Пища. Одежда. Декоративно-прикладное искусство.
|
18.
|
Коренные жители края. Декоративно – прикладное искусство. Фольклор. Верования.
|
4
|
Декоративно – прикладное искусство. Фольклор. Верования.
|
19.
|
Конкурс «Родословие»;
«Старая фотография рассказала…»
|
2
|
История. Достопримечательности
|
20.
|
Сказки. Загадки.
Пословицы. Поговорки. Сказки.
|
4
|
Народный фольклор. Формы и виды народного фольклора: былины и сказки как первый опыт работы с прошлым, форма передачи опыта поколений и требований общества. Народное творчество – песни, пляски, колыбельные. Пословицы и поговорки русского народа. Сочинение сказки.
|
21.
|
Праздники средней полосы России
|
4
|
Традиционные праздники по народному календарю.
|
22.
|
Наш край – другим на удивление
|
2
|
Особенности края. Чем не могут похвастать в других городах.
|
23.
|
Аппликация «Дом, в котором я живу». Викторина
|
2
|
Выполнить творческую работу. Викторина
|
24.
|
Проект: «Родной край»
|
2
|
Собрать и систематизировать материал, защитить проект.
|
25.
|
Путешествие на книжную полку. Обзор периодических журналов детской библиотеки. Экскурсия в библиотеку
|
2
|
Экскурсия в библиотеку города - библиотеку. Значение библиотеки, правила посещения библиотеки.
|
26.
|
История заселения и освоения Железнодорожного
|
2
|
Откуда взялись названия «Обираловка» , Железнодорожный, Рябушинка.
|
|
3 класс
|
34 часа
|
|
27.
|
Поколение, потомки, предки.
|
2
|
Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки».
|
28.
|
Традиции и быт Подмосковного края
|
3
|
Традиционные занятия и быт крестьянского населения.
|
29.
|
Дом человека как традиционный элемент народной культуры
|
6
|
Крестьянская изба – внешний облик, хоромный наряд избы, убранство и утварь. Двор и хозяйственные постройки.
|
30.
|
Быт русского крестьянина
|
3
|
Быт русского крестьянина - предметы народного быта, орудия крестьянского труда, инструменты, средства передвижения.
|
31.
|
Орнаменты и образы народной культуры
|
3
|
Орнаменты народной культуры. Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы.
|
32.
|
В каждой избушке – свои игрушки
|
2
|
Традиционные игрушки Подмосковья и их воспитательные и оберегательные функции.
|
33.
|
Народный костюм
|
3
|
История и составные элементы народного костюма. Красота традиционной народной одежды Национальный костюм как символ народа, страны.
|
34.
|
Народный календарь: праздники, обряды, игры
|
4
|
Народный календарь – месяцеслов. Приметы по временам года. Традиционные праздники по народному календарю – Покров, Рождество, Святки, Масленица, Сороки, Пасха. Приуроченные к ним народные игры, обряды и обычаи. Проведение мероприятий посвященных народным праздникам.
|
35.
|
Народная педагогика
|
2
|
Семейное воспитание в русской крестьянской семье. Различия в воспитании мальчиков и девочек. Обряды и традиции воспитания нашего края.
|
36.
|
Традиционная кухня
|
2
|
Что ели наши предки. Рецепты русской кухни.
|
37.
|
Щи да каша – пища наша.
|
2
|
Искусство изготовления посуды из дерева, глины, металла. Особенности поведения за столом.
|
38.
|
Подведение итогов учебного года, повторение пройденного
|
2
|
|
|
4 класс
|
34 часа
|
|
39.
|
От чего зависят занятия населения каждого края
|
2
|
Возможность показа учащихся реального объекта изучения – гор, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, как значимых объектов для развития хозяйств.
|
40.
|
Народные промыслы и ремесла
|
2
|
Народные промыслы нашего края. Чем занималось население близлежащих деревень
|
41.
|
Женские ремесла
|
2
|
Лен – спутник женской судьбы. Выращивание и обработка льна. Прялка, ткацкий стан, их значение в жизни крестьянской семьи. Традиционные виды ткачества, орнаменты вышивок.
|
42.
|
Мужские ремесла
|
2
|
Резьба по дереву, плетение из бересты, гончарное дело и др.
|
43.
|
Имена и прозвища в Древней Руси.
|
2
|
Откуда к нам пришли наши имена. История возникновения фамилий и отчеств.
|
44.
|
«Говорящие» фамилии.
|
2
|
Что могут рассказать фамилии о прошлом.
|
45.
|
Проект: «Что значат наши имена»
|
4
|
|
46.
|
Семейные обязанности в крестьянских семьях.
|
2
|
Обязанности членов семьи на Руси и распределение.
|
47.
|
Девиз и герб моей семьи
|
2
|
|
|
|
2
|
|
48.
|
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о……
|
4
|
Акция: «Подари экспонат музею»
|
49.
|
Подведение итогов учебного года, повторение пройденного
|
2
|
|
- Примечание: учебно-методический план является примерным и корректируется в зависимости от участия в конкурсах, конференциях, семинаров и проектах различного уровня (школьного, городского, регионального).
Приложение
Основные понятия курса:
Краеведение – комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания.
Промыслы – обычно называют занятие, с целью получения выгоды, каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи.
Ремесла – это такой вид производства, при котором не требуется очень сложного и энергоёмкого оборудования, хотя набор инструментов, используемых в некоторых ремёслах, может быть довольно многочисленным и разнообразным, а сами инструменты бывают довольно сложными по своему устройству, и требуют большого мастерства в их применении. Такое производство нередко называется кустарным.
Традиции – элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы и правила поведения, отношение к конкретным моральным и нравственным ценностям, обычаи, обряды.
Обряды или ритуа́л — совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Религиозные обряды способствуют закреплению в сознании верующих соответствующих религиозных представлений, формированию религиозного самосознания и укреплению веры в потусторонние силы.
Быт – уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения (общественный, национальный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт). Складывается и изменяется под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры, а также географических условий и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности.
Народный фольклор – народная художественная культура, как устное поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых видов народного творчества.
Достопримечательность - место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.
Списки тем рефератов и проектов:
- «Памятники истории и культуры»,
- «Родной край»,
- «В каждой избушке – свои погремушки»,
- «Народный календарь – месяцеслов»,
- «Щи да каша – пища наша»,
- «Что значат наши имена»,
- «Говорящие фамилии»,
Список литературы и интернет ресурсов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
- Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о происхождении слов. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991
- Большая детская энциклопедия http://bse.slovaronline.com/
- Большая детская энциклопедия онлайн http://www.liveinternet.ru/users/travinka/post139883773/
- ФГОС в начальной школе. Социальная сеть учителей http://nsportal.ru/fgos-v-nachalnoi-shkole
- ФГОС НОО http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=221
- Мир русской деревни. http://statehistory.ru/books/Marina-Gromyko_Mir-russkoy-derevni
- Происхождение русских фамилий http://bayda.biz/publ/12-1-0-69
|