Главная » Статьи » Методическая копилка » Программы

Кружок «Моя малая Родина»

 

 Муниципальное автономное образовательное учреждение

                средняя общеобразовательная школа №3

              г.о. Железнодорожный, Московской области

СОГЛАСОВАНО :                                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                                                        Директор МАОУ СОШ №3

                                                                                                                                                        г.о. Железнодорожный, МО

                                                                                                                                                        Сучкова Ю.А.

 

 

 

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

кружка  «Моя малая Родина»

(уровень - базовый, профильный, углубленный или расширенный)

для детей 6-10 лет                                                                   

                                                                                                                                                                                                   Автор составитель:

Семенова Татьяна Викторовна

                                                                                                                                                          учитель начальных классов

                                                                                                                                                          МАОУ СОШ №3

                                                                                                                                                          г.о.Железнодорожный

 

 

 

 

 

 

2013 год

 

 

Пояснительная записка

Родина бывает разная,

 Но у всех она одна!

 

«Моя малая Родина»- программа общеинтелектуальной, общекультурной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – четырехгодичной.

Важнейшей задачей образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, воспитание умения учиться, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития, привить учащимся информационную грамотность) реализуется в процессе всего обучения.

Мы хотим, чтобы ученики на основе собственного приобретенного опыта научились систематизировать, анализировать и использовать полученные знания.

Согласно ФГОС НОО, внеурочная деятельность организуется по различным  направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Эта программа направленна на общеинтеллектуальное, общекультурное направление развития ребенка.

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа должна не только давать ученику систематизированные знания, но и научит его самого находить необходимые сведения о своем крае, прививать соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

«Необходимо учителю вооружиться методом изучения  окружающей действительности…Он должен быть, в сущности, краеведом»  (Н.А. Крупская)

Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.   Программа кружка «Моя малая Родина» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.   Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Программа обучения рассчитана  на школьников 1-4 классов. В основе программы лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края при помощи методов музейной педагогики, на базе музейных экспозиций «Русская изба», «Русский фольклор», «История народной игрушки», «Народные промыслы», «Народные традиции» входящих в школьный музей «Наследие». Внеурочные занятия могут проходить в учебном кабинете, на природе, в музеях различной направленности, в школьной и городских библиотеках.

Актуальность данной программы, направленной на общеинтеллектуальное и общекультурное развитие подрастающего поколения не вызывает сомнений. ФГОС нового поколения требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного  и проектно-исследовательского, личностно-ориентированного типа определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального образования.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

 

В общей направленности:

  1. признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
  2. выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

 

В содержании:

  1. изложение содержания с территориально – хронологических позиций;
  2. понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир;
  3. пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, улицы, дома;
  4. опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона.

 

 

 

В организации:

  1. реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения – лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
  2. придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;
  3. вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

Цель программы – формирование и развитие основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории Московской области.

Задачи программы:

  1. Формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков;
  2. Развитие гармоничной личности младшего школьника;
  3. Воспитание ответственного отношения к истории своей малой Родины;

 

Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии, расширение и углубление знаний обучающихся о родном крае, его истории.

 

Образовательные задачи:

v формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

v ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.

Воспитательные задачи:

v развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

v формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;

v пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

v формирование толерантности и толерантного поведения;

v укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;

v наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

v изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления памятников истории и культуры.

Развивающие задачи:

  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  2. стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  3. адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  4. ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  5. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

 

Реализовать данные цели и задачи помогут различные формы и методы работы:

  1. лекции, беседы;
  2. ролевые, дидактические, имитационные игры;
  3. творческие задания;
  4. посещение и проведение экскурсий;
  5. практические работы;
  6. создание и пополнение школьной музейной экспозиции;
  7. самостоятельный поиск материалов и необходимых сведений;
  8. проектная краеведческая деятельность;
  9. литературно – музыкальные композиции;
  10. просмотр и обсуждение видеоматериала;
  11. выставки декоративно-прикладного искусства;
  12. праздники, викторины.

Специфика курса такова, что педагог стоит перед выбором педагогических средств реализации содержания программы, учитывающей действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта краеведческой деятельности. Формы и методы работы  должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, развивать культуру общения.

Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.

Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.

Планируемый результат:

  1. более высокий уровень знаний, умений, навыков;
  2. участие в различных творческих конкурсах;
  1. освоение знаний об основных краеведческих понятиях;
  2. планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  3. умение пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
  4. проведение экскурсий для школьников.

Контроль:

  1. систематический анализ творческих работ;
  2. защита проектов;
  3. анкетирование педагогов и родителей;
  4.  

Описание места курса  в учебном плане

  1. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

 

 

 

 

 

                        Содержание учебного материала

тема

количество часов

содержание

 

1 класс

33 часа

 

1.

Что изучает краеведение.

2

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете  называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

2

Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.

2

О чём можно узнать, изучая карту. Какие карты могут нам помогать.

3

История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

2

 

4

Памятники истории и культуры на территории края.

4

Савинская и Троицкая церковь, имение Троицкое – Кайнарджи , Павлинский парк, фабрики «Савино» и «Керамический завод»

5

Исторические вехи заселения в прошлом

2

 

6

Земляки, прославившие родной край.

2

Рябушинский, Румянцев-Задунайский, ……

7

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о……

4

Акция: «Подари экспонат музею»

8.

Железнодорожный на карте области.                                                                  Наши соседи.

Работа с картой города

2

Карта области, города. Железнодорожный. Соседи

9.

День рождения Железнодорожного

 Улицы города Железнодорожного

4

 День рождения города. Улицы города Железнодорожного. Географические названия – свидетели прошлого.

10.

Улицы города Железнодорожного

2

Улицы города. Викторина

11.

Достопримечательности города

2

Улицы. Памятные места

12.

Железнодорожный – маленькая родина для меня и моей семьи.

 Моя школа

3

Моя семья. Железнодорожный. Моя школа. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.

13

Подведение итогов учебного года, повторение пройденного

2

 

 

                2 класс

34 часа

 

14.

Экскурсия в музей города.

2

Экскурсия в краеведческий музей. О чём можно узнать в краеведческом музее города.

15.

Наш край на глобусе и карте.  Работа с картой области

2

Глобус. Карта. Наш край на них.

16.

Коренные жители края. Занятия. Жилища.

2

Первые жители. Занятия. Жилища.

17.

Коренные жители края. Пища. Одежда. Декоративно-прикладное искусство

4

 Пища. Одежда. Декоративно-прикладное искусство.

18.

Коренные жители края. Декоративно – прикладное искусство. Фольклор. Верования. 

4

Декоративно – прикладное искусство. Фольклор. Верования.

 

19.

Конкурс «Родословие»;

«Старая фотография рассказала…»

2

История. Достопримечательности

20.

Сказки. Загадки.

Пословицы. Поговорки. Сказки.

4

Народный фольклор. Формы и виды народного фольклора: былины и сказки как первый опыт работы с прошлым, форма передачи опыта поколений и требований общества. Народное творчество – песни, пляски, колыбельные. Пословицы и поговорки русского народа. Сочинение сказки.

21.

Праздники средней полосы России

4

Традиционные праздники по народному календарю.

22.

Наш край – другим на удивление

2

Особенности края. Чем не могут похвастать в других городах.

23.

Аппликация «Дом, в котором я живу». Викторина

2

Выполнить творческую работу. Викторина

24.

 Проект: «Родной край»

 

2

Собрать  и систематизировать материал, защитить проект.

25.

Путешествие на книжную полку. Обзор периодических журналов детской библиотеки. Экскурсия в библиотеку

2

Экскурсия в библиотеку города - библиотеку.  Значение библиотеки, правила посещения библиотеки.

 

26.

История заселения и освоения Железнодорожного

2

Откуда  взялись названия «Обираловка» , Железнодорожный, Рябушинка.

 

                    3 класс

34 часа

 

27.

Поколение, потомки, предки.

2

Знакомство с понятиями «поколение»,  «потомки», «предки».

28.

Традиции и быт Подмосковного края

3

Традиционные занятия  и быт крестьянского населения.

29.

Дом человека как традиционный элемент народной культуры

6

Крестьянская изба – внешний облик, хоромный наряд избы, убранство и утварь.                                                                                                                          Двор и хозяйственные постройки.

30.

 

Быт русского крестьянина

3

Быт русского крестьянина -  предметы народного быта, орудия крестьянского труда, инструменты, средства передвижения.

31.

Орнаменты и образы народной культуры

3

Орнаменты народной культуры. Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы.

32.

В каждой избушке – свои игрушки

2

Традиционные игрушки Подмосковья и их воспитательные и оберегательные функции.

33.

Народный костюм

3

История и составные элементы народного костюма. Красота традиционной народной одежды Национальный костюм как символ народа, страны.

34.

Народный календарь: праздники, обряды, игры

4

Народный календарь – месяцеслов. Приметы по временам года. Традиционные праздники по народному календарю – Покров, Рождество, Святки, Масленица, Сороки, Пасха. Приуроченные к ним народные игры, обряды и обычаи. Проведение мероприятий посвященных народным праздникам.

35.

Народная педагогика

2

Семейное воспитание в русской крестьянской семье. Различия в воспитании мальчиков и девочек. Обряды и традиции воспитания нашего края.

36.

Традиционная кухня

2

Что ели наши предки. Рецепты русской кухни.

37.

Щи да каша – пища наша.

2

Искусство изготовления посуды из дерева, глины, металла. Особенности поведения за столом.

38.

Подведение итогов учебного года, повторение пройденного

2

 

 

            4 класс

34 часа

 

39.

От чего зависят занятия населения каждого края

2

Возможность показа учащихся реального объекта изучения – гор, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, как значимых объектов для развития хозяйств.

40.

Народные промыслы и ремесла

2

Народные промыслы нашего края. Чем занималось население близлежащих деревень

41.

Женские ремесла

2

Лен – спутник женской судьбы. Выращивание и обработка льна. Прялка, ткацкий стан, их значение в жизни крестьянской семьи. Традиционные виды ткачества, орнаменты вышивок.

42.

Мужские ремесла

2

Резьба по дереву, плетение из бересты, гончарное дело и др.

43.

Имена и прозвища в Древней Руси.

2

Откуда к нам пришли наши имена. История возникновения фамилий и отчеств.

44.

 «Говорящие» фамилии.

2

Что могут рассказать  фамилии о прошлом.

45.

Проект: «Что значат наши имена»

4

 

46.

Семейные обязанности в крестьянских семьях.

2

Обязанности членов семьи на Руси и распределение.

47.

Девиз и герб моей семьи

2

 

 

 

2

 

48.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о……

4

Акция: «Подари экспонат музею»

49.

Подведение итогов учебного года, повторение пройденного

2

 

 

 

  1. Примечание: учебно-методический план является  примерным и корректируется в зависимости от участия в конкурсах, конференциях, семинаров  и проектах различного уровня (школьного, городского, регионального).

 

 

 

Приложение

 

Основные понятия курса:

 

Краеведение – комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания.

 

Промыслы –  обычно называют занятие, с целью получения выгоды, каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи.

 

Ремесла –  это такой вид производства, при котором не требуется очень сложного и энергоёмкого оборудования, хотя набор инструментов, используемых в некоторых ремёслах, может быть довольно многочисленным и разнообразным, а сами инструменты бывают довольно сложными по своему устройству, и требуют большого мастерства в их применении. Такое производство нередко называется кустарным. 

 

Традиции – элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы и правила поведения, отношение к конкретным моральным и нравственным ценностям, обычаи, обряды.

 

Обряды или ритуа́л — совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Религиозные обряды способствуют закреплению в сознании верующих соответствующих религиозных представлений, формированию религиозного самосознания и укреплению веры в потусторонние силы.

 

Быт  –  уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения (общественный, национальный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт). Складывается и изменяется под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры, а также географических условий и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности.

 

Народный фольклор – народная художественная культура, как устное поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых видов народного творчества. 

 

Достопримечательность - место,  вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью. 

 

Списки тем рефератов и проектов:

  1. «Памятники истории и культуры»,
  2. «Родной край»,  
  3. «В каждой избушке – свои погремушки»,
  4.  «Народный календарь – месяцеслов»,
  5. «Щи да каша – пища наша»,
  6. «Что значат наши имена»,
  7. «Говорящие фамилии»,

 

 

Список литературы и интернет ресурсов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.  – М.: Просвещение, 2010.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о происхождении слов. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
  5. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991
  6. Большая детская энциклопедия http://bse.slovaronline.com/
  7. Большая детская энциклопедия онлайн  http://www.liveinternet.ru/users/travinka/post139883773/
  8. ФГОС в начальной школе. Социальная сеть учителей http://nsportal.ru/fgos-v-nachalnoi-shkole
  9. ФГОС НОО http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=221
  10. Мир русской деревни.  http://statehistory.ru/books/Marina-Gromyko_Mir-russkoy-derevni
  11.  Происхождение русских фамилий  http://bayda.biz/publ/12-1-0-69

                       

Категория: Программы | Добавил: Viktar1nka (31.10.2015)
Просмотров: 2625 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar